Разборка по-европейски

В мае этого года правительство должно выпустить проект перехода оформления ДТП на систему «европейского протокола». Страховщики уже жалуются, что их ждет неминуемое разорение и нужно срочно поднимать тарифы на ОСАГО. Инициаторы изменений не видят повода для паники.

Правительство заявило о намерении упростить систему оформления мелких аварий летом прошлого года. Тогда нескольким министерствам было поручено подготовить необходимые изменения в законодательство, которые позволят не вызывать гаишников на мелкие аварии. Также решено, что потерпевшие должны будут обращаться за выплатой в свою страховую компанию, а не к страховщику обидчика. Так оформляют аварии в Европе – по системе «европейского протокола». В среднесрочной программе социально-экономического развития РФ, опубликованной в понедельник, говорится, что в мае правительство должно эти поправки утвердить, а в июле они будут внесены в Госдуму.

Правительство отводит на внедрение европротокола два года после принятия Госдумой поправок в закон об ОСАГО.

Крупные страховые компании и Российский союз автостраховщиков уже заявляли о поддержке перехода на европротокол и даже собирались вводить его самостоятельно в качестве эксперимента. Но сейчас вдруг засомневались. По словам заместителя исполнительного директора РСА Андрея Батуркина, законодатели не представляют, что именно нужно делать, чтобы изменить систему. «Просто принять два закона, чтобы перейти на европротокол, недостаточно, – считает Батуркин. – Страховые компании в таком случае оказываются совершенно не защищены. Во-первых, возникнут проблемы с урегулированием убытков между страховщиками, потому что на рынке слишком много недобросовестных компаний. Во-вторых, если ГАИ не будет выезжать на ДТП, наверняка этим будут пользоваться мошенники».

Понятно, что гаишники могут пригодиться для борьбы с мошенниками, хотя сами всегда не прочь нагреть руки на махинациях с ОСАГО. Другое дело – тезис о плохих страховых компаниях, которые занимаются «автогражданкой». Примечательно, что жалуются на существование таковых именно в профессиональном объединении страховщиков, без членства в котором невозможно получить лицензию на страхование ОСАГО. Вероятно, в РСА подразумевают, что нужно убрать с рынка мелкие компании, тогда монстры гарантированно не потеряют деньги, а заодно избавятся от «лишней» конкуренции.

Так, замдиректора центра страхования автотранспорта СК РОСНО Сергей Абалакин убежден, что, прежде чем вводить «европротокол», нужно убрать с рынка все мелкие и неплатежеспособные компании. «Оставить вместо 160 только 20 крупных страховщиков, – предлагает Абалакин порядок действий. – Затем разработать единую систему оценки ущерба, определиться с урегулированием убытков и создать службу аварийных комиссаров, которая возьмет на себя функции ГАИ. Правительство же собирается ввести все сразу. Если закон будет принят, необходимо будет поднять тарифы на ОСАГО, иначе компании просто выйдут из рынка», – делает вывод Абалакин.

Начальник отдела административной практики и дознания ГАИ России Владимир Кузин считает себя одним из инициаторов перехода на европротокол и очень удивляется, что страховщики паникуют. «Эту проблему мы обсуждаем, в том числе и с РСА, с тех пор как приняли закон об автогражданке, – рассказал Кузин. –

Полмира живет по этой системе, и никто не жалуется, и никого догола не обворовывают, почему же у нас все водители будут обманывать страховщиков?

Тем более, гаишники не гарантируют, что компанию не обманут: они часто идут на сговор с водителями и подделывают документы». По его словам, РСА самостоятельно должен разработать систему урегулирования убытков между компаниями и методы оценки ущерба – в проекте это будет предусмотрено. «Для определения виновника аварии мы разработали набор типовых схем, по которым страховщики будут сами решать, чей клиент виноват. Мы полностью повторили этим европейскую систему,» – убежден Кузин.

Окончательный вариант поправок будет готов к маю. По словам Андрея Батуркина, РСА направил письмо разработчикам с просьбой учесть их опасения и предложения. Примут ли к сведенью законодатели тревоги страховщиков – будет известно весной.

Газета.RU