Автомобильные масла: выбирайте правильно!

Выбирая моторное масло для своего автомобиля, вы должны помнить, что главным условием удачной покупки является соблюдение рекомендаций, данных в сервисной книжке вашей машины или в каталоге масел (такие каталоги выпускаются практически всеми производителями смазочной продукции). Если, выбирая масло, вы не имеете возможности ознакомиться с каталогами и рекомендациями производителя вашего автомобиля, то при покупке вам следует использовать несколько важных правил.

Правило первое. Учитывайте износ двигателя и то, какое масло в него раньше заливалось.
Все современные моторные масла состоят из базовых масел и улучшающих их свойства присадок. В зависимости от природы базового компонента моторные масла подразделяются на минеральные (нефтяные), полусинтетические и синтетические. Присадки являются неотъемлемой частью автомобильных масел. Они обеспечивают эксплуатационные свойства масел, предотвращают их интенсивное окисление, снижают образование низко- и высокотемпературных отложений, износ и коррозию двигателя.
Для новых моторов лучше всего подходит синтетическое масло, наилучшим образом обеспечивающее сохранность двигателя. Более густое минеральное масло рекомендуется для автомобилей с существенным пробегом, двигатели которых имеют увеличенные зазоры.
Не следует заливать синтетическое масло в мотор, который несколько лет работал на "минералке". Это приводит к подтеканию двигателя, т.к. "синтетика" обладает большей текучестью и вымывает из микротрещин старого двигателя отложения, образовавшиеся при использовании "минералки". Если же отложения на внутренней поверхности двигателя значительны, то, смытые синтетическим маслом, они могут забить сетки маслоприемника. Это быстро приведет к выходу двигателя из строя.
Недопустимо смешивать минеральное и синтетическое масла.

Правило второе. Учитывайте климатические условия, в которых будет использоваться моторное масло, а именно температурные колебания. Диапазон рабочих температур масла можно определить, исходя из общепризнанной за рубежом классификации моторных масел SAE J300. Эта система классифицирует масла по их основному качественному показателю - вязкости. Степень вязкости по стандарту SAE указывается на каждой канистре масла и состоит из цифровой или буквенно-цифровой комбинации. Зимние и всесезонные масла имеют буквенно-цифровую маркировку (например, SAE 20W, SAE 10W-40), летние - только цифровую (например, SAE 20). При этом буква W (от "winter" - "зима") сигнализирует, что масло может использоваться при отрицательных температурах. Цифры условно обозначают степень вязкости масла в зимних или летних условиях (у всесезонного масла цифры до тире обозначают степень "зимней" вязкости, после тире - "летней").
Степени вязкости и соответствующие значения температуры замерзания зимнего (всесезонного) масла приведены в таблице.


Класс вязкости 0W 5W 10W 15W 20W 25W
Температура замерзания,°С -35 -30 -25 -20 -15 -10

"Летнее" значение степени вязкости моторного масла условно характеризует состояние его вязкостных свойств при температуре 100 °С: чем больше это значение, тем смазывающая способность масла выше.
В условиях белорусского климата оптимальный вариант - это всесезонные масла. Свою вязкость они сохраняют на надлежащем уровне в широком диапазоне температур, обеспечивая уверенный запуск двигателя холодной зимой и сохраняя необходимые смазывающие свойства в летнюю жару.

Правило третье. Выбирайте масло для своего типа двигателя. Американским институтом нефтепродуктов (API) и Ассоциацией европейских производителей автомобилей (ACEA) используются разные системы оценки качества масла по эксплуатационным свойствам, в которые, учитывая требования времени, регулярно вносятся разного рода усовершенствования.
Классификацию API иначе называют классификацией по уровню качества. В данной системе масла для бензиновых двигателей несут двухбуквенную маркировку, где первой буквой (которая и обозначает, что масло предназначено для бензиновых двигателей) является буква S. Вторая буква (G, H или J) показывает класс масла: чем дальше по алфавиту находится буква, тем для более современных моделей двигателей оно предназначено. Наиболее технологичные масла, необходимые для самых современных двигателей, индексируются буквой J. Такие масла приспособлены для работы в экстремальных режимах, допустимых для современных турбонаддувных, многоклапанных двигателей. Буква H обозначает масла, которые используются в двигателях, выпускавшихся ранее, с 1994 года. Буква G соответствует маслам для относительно старых двигателей, производство которых было начато в 1989 году.
Двухбуквенные обозначения масел для дизельных двигателей всегда начинаются с буквы C. Вторая буква (D, F, G), как и в случае с "бензиновыми" маслами, обозначает класс продукта. Масло CG предназначается для дизелей, запущенных в производство в 1994 году, масло CF - для дизелей, к изготовлению которых приступили с 1990 года. Масло CD рассчитано на турбодизели, работающие в тяжелых условиях, на высокосернистом топливе. Цифры в конце обозначения масла относят его к используемому в двухтактных (CF-2) или четырехтактных (CF-4) двигателях.
В системе классификации ACEA маслам для бензиновых двигателей присваивается буква А, "легковым дизельным" маслам - буква В, маслам, предназначенным для дизелей большого объема - буква Е. Цифра, стоящая за буквой, отражает эксплуатационные качества продукта. Цифра 1 указывает на то, что данное масло относится к группе топливосберегающих масел для современных машин, стойкое к высокотемпературному окислению, предотвращает образование отложений на поршне. Масло, промаркированное цифрой 2, еще более совершенно, обеспечивает лучшую противоизносную защиту подшипников, но не аттестовано как энергосберегающее. Наконец, наличие цифры 3 в обозначении масла свидетельствует о его соответствии самым высоким техническим требованиям, в т.ч. о его наилучшей стойкости к высокотемпературному окислению. Такое масло рассчитано на мощные двигатели с турбонаддувом.