Засудить эвакуаторы

Насильственная эвакуация автомобилей может быть признана незаконной. Профессор филологии из Санкт-Петербурга обжаловал в Верховном суде постановление правительства, позволяющее отправлять машины на штрафстоянки. Эксперты считают, что власть может прислушаться к доводам истца, если его поддержат другие автомобилисты.

Сегодня Верховный суд рассмотрит иск профессора Санкт-Петербургского РГПУ им. Герцена, члена партии “Яблоко” Александра Кобринского, который добивается отмены “Правил задержания транспортного средства”, утвержденных постановлением правительства 18 декабря 2003 г.

Кобринский считает, что правила противоречат КоАП. “Специальное примечание к ст. 1219 кодекса прямо запрещает эвакуацию транспортных средств или удержание их на стоянках, — говорит Кобринский. — Но в постановлении эвакуацию переименовали в "перемещение транспортного средства" и фактически узаконили”. В результате у граждан вымогают почти 3000 руб. за “услуги” по эвакуации их автомобиля. Причем решение о задержании автомобиля принимает инспектор ГИБДД, а деньги за услуги берет частная коммерческая фирма, подчеркивает Кобринский.

Санкт-петербуржцы не в первый раз ищут в суде защиты от эвакуаторов, которые узаконили в городе в 2004 г. Не так давно юрист из Санкт-Петербурга Сергей Носов пытался оспорить в городском, а потом и в Верховном суде несоразмерные, с его точки зрения, тарифы на “услуги” эвакуаторов, но проиграл. Перемещение автомобиля согласно установленным правительством города тарифам стоит 2927 руб., час пребывания машины на штрафстоянке — 12 руб.

Эксперты полагают, что у этого иска есть перспективы. “Эвакуация — это самая варварская форма задержания автомобиля. Проблема актуальна во всех городах, где количество жителей больше миллиона, — говорит адвокат Леонид Ольшанский. — Если суд подойдет к делу объективно, то победа возможна”. С ним соглашается депутат ГД Виктор Похмелкин. “В КоАП ясно сказано, что в случае нарушения правил стоянки эвакуация автомобилей и другие принудительные меры, не предусмотренные федеральным законом, запрещены”, — подчеркивает он и добавляет, что на деле это положение во многих регионах игнорируют: при этом ссылаются на другую статью кодекса, где говорится о возможности задержания автомобиля, если нарушены правила и машина мешает движению. “Однако это не означает, что ее нужно помещать на штрафстоянку”, — говорит депутат. Милиционеры с такой логикой не согласны. По словам сотрудника департамента безопасности дорожного движения МВД, без эвакуаторов дорожное движение в центре Москвы может просто остановиться, особенно зимой, когда нужно убирать улицы. “Эвакуаторы сегодня просто необходимы, но надо строго регламентировать их работу”, — соглашается вице-спикер Мосгордумы Андрей Метельский.

Лидер движения “Свобода выбора” Вячеслав Лысаков предупреждает, что суд, скорее всего, не прислушается к истцу, но если автомобилисты массово поддержат доводы Кобринского, то власть может пойти на попятную. Он отмечает, что в последнее время автомобилисты не раз успешно отстаивали свои права: добились освобождения водителя Олега Щербинского, которого обвиняли в гибели алтайского губернатора, отмены запрета на использование красных поворотников и отстояли право пользоваться автомобилями с правым рулем.

Первые эвакуаторы появились в Москве в 1994 г. и сразу вызвали протест автовладельцев. В 1997 г. Верховный суд признал недействительным распоряжение мэра Москвы Юрия Лужкова о службе эвакуации, а Дума запретила отвозить машины на штрафстоянки. В 2002 г. вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), формально сохранивший запрет, но санкционировавший задержание автомобиля, если он мешает движению. В 2003 г. столичное правительство вернуло эвакуаторы, но вскоре вынуждено было приостановить их работу из-за большого количества нареканий. С ноября 2005 г. оно эвакуирует машины за свой счет, владелец также не платит за первые сутки штрафстоянки.

Ведомости