Кто должен отвечать за нарушения на дорогах – водитель или владельцы автомобилей, даже если они не были за рулем?

По мнению начальника ГИБДД Виктора Кирьянова, виноват в любом случае тот, кому принадлежит машина. Он сказал об этом в интервью "Российской газете". Более того, как стало известно изданию, в Госдуме уже готовится соответствующий законопроект.

Как относятся к этому политики и эксперты?

Первый зампред думского комитета по конституционному законодательству Александр Москалец полностью поддерживает инициативу Кирьянова. По мнению Александра Москальца, надо рассматривать также вопросы конфискации транспортных средств как источника повышенной опасности, если другие меры не помогают. Идея возложить ответственность за правонарушение на собственника автомобиля "правомерна" и является "движением вперед". Такое мнение выразил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" первый заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному и государственному строительству Александр Москалец. По его мнению, российское общество должно "идти в направлении повышения своей ответственности". "Основную идею Кирьянова нужно поддержать и создавать возможности для серьезной работы на дорогах", - подчеркнул А.Москалец.

А вот депутат Николай Харитонов резко возражает против предложения наказывать владельцев машин за нарушения водителей, которые ездят по их доверенности. По его мнению, судить за правонарушение не водителя, а владельца автомобиля - "то же, что судить родителей, если дети совершили преступление". "Ответственность за дорожно-транспортное происшествие должен нести водитель, другого здесь не дано" - подчеркнул Н.Харитонов.

Коллега Харитонова по Госдуме и одновременно председатель Движения автомобилистов Росси Виктор Похмелкин заявил нам, что высказывание начальника ГИБДД прежде всего противоречит презумпции невиновности. По мнению Похмелкина, нужны совсем другие меры, чтобы установить порядок на российских дорогах. По его мнению, если владелец автомобиля может доказать свою невиновность в дорожном происшествии, то отвечать за него "он не может и не должен". Все дополнительные обстоятельства, считает Похмелкин, должны выявлять сотрудники ГИБДД.

Адвокат Леонид Ольшанский тоже назвал инициативу Виктора Кирьянова – наказывать за нарушения правил не водителя, а собственника – грубым нарушением Конституции и Кодекса об административных правонарушениях. "В.Кирьянов посягнул на самое святое - на Конституцию", - заявил Л.Ольшанский во вторник "Интерфаксу", пояснив что "в статье 49 Основного закона и статье 1.5 КОАП прямо сказано, что вина гражданина должна быть доказана полно и всесторонне, а любые сомнения трактуются в пользу обвиняемого". Эксперт отметил, что "водитель является категорией административного права, а собственник и владелец автомобиля относится к категории гражданского права". "Штрафовать владельца - значит штрафовать невиновного", - подчеркнул он. По мнению Л.Ольшанского, об изменении системы штрафов, при которой ответственность за нарушение ПДД будет нести владелец транспортного средства, "не может быть и речи". Он полагает, что "против этого выступит вся юридическая общественность". Ранее В.Кирьянов в интервью, опубликованном в "Российской газете" во вторник, сообщил, что дорожную обстановку в ближайшее время будут контролировать не только инспекторы, но и видеокамеры, а для этого необходимо менять законодательство". По подсчетам Ольшанского, новая инициатива затронет 35 миллионов жителей страны.

К мнению Ольшанского и Похмелкина присоединяется и наш автомобильный обозреватель Александр Пикуленко. Он подчеркивает, что это нарушение гражданских прав. Александр Пикуленко напомнил также, какими нормами руководствовались чиновники.

Ну а известный юрист Михаил Барщевский надеется на то, что подобная мера вряд ли будет введена в действие. По мнению Барщевского, есть другой способ наказать правонарушителя – оштрафовать его за счет страховки автомобиля.

Эхо Москвы