Российские автозаводы срочно избавляются от "нашемарок"

Этим летом будет закончено производство сразу двух легендарных российских автомобилей - "Северсталь-Авто" после недолгих раздумий решила все-таки "пристрелить" дергающуюся в судорогах с самого рождения "Оку", а патрон Горьковского автозавода Олег Дерипаска понял, что иногда здание легче снести, чем отреставрировать, и отказался от производства "Волги". В следующем году с производства будут сняты зажившиеся на свете ВАЗовские "четверки".

Активные дискуссии на тему будущего отечественных автопредприятий и в прессе, и на отраслевых конференциях и совещаниях разгорелись еще в 2002 году. Именно тогда впервые сколь-нибудь заявившие о себе продажи новых иномарок в стране (подержаные автомобили из-за рубежа хлынули в Россию еще в начале 90-х) убедили правительство и аналитиков в том, что уже в ближайшие годы положение отечественных марок окажется под вопросом. Причем уже тогда предлагалось и логичное решение этого вопроса — кооперация с зарубежными партнерами.

До сих пор события развивались по двум путям. С одной стороны, правительство всерьез задумалось об условиях, при которых иностранцы согласились перебросить часть своего производства на территорию России (требовал доработки и разъяснений указ президента от 1998 года о промышленной сборке на территории РФ). С другой — не дожидаясь каких-либо преференций, ряд производителей самостоятельно находили партнеров для организации сборки своих авто из ввозимых в Россию машино-комплектов. Так, Renault выгодно подвернулись простаивающие цеха завода Москвич (после глубокого кризиса марки руководство объявило о банкротстве предприятия в 2001 году), сразу три производителя — Kia, BMW и GM — вышли на калининградский «Автотор», корейская Hyundai организовала сборку Accent и Sonata на ТагАЗе. Особняком стоит тольяттинское СП GM-АВТОВАЗ, продукцию которого эксперты никак не могут идентифицировать по национальному признаку. Наконец, в прошлом году с одного из конвейеров «Иж-Авто» стала сходить еще одна иномарка — седан Spectra все той же Kia, а «Северсталь-авто» приступила к сборке внедорожников SsangYong Rexton. И лишь на долю американскоого Ford выпала организация производства Focus в чистом всеволожском поле.

На днях к инвестиционным проектам по производству иномарок в России примкнул еще один — руководство «Северсталь-авто» объявило о намерении потратить 17 млн. долл. на перезапуск брэнда Fiat в России. По словам гендиректора «Северсталь-авто» Вадима Швецова, производство автомобилей Palio, Albea и Doblo уже со следующего года стартует на мощностях Завода малолитражных автомобилей (ЗМА). При этом будущее «социального автомобиля» «Ока», сходящего пока с конвейера ЗМА, предопределено: со второй половины текущего года его производство будет прекращено.

Впрочем, «Северсталь-авто» — не единственная отечественная компания, отказавшаяся от отечественных автомобилей в пользу сборки иномарок. Напомним, под производство Kia Spectra в Ижевске были отведены цеха, занятые ранее выпуском хэтчбека «Иж-Ода» и универсала «Иж-Фабула». А в 2007 году участь автомобилей «Иж» постигнет и классические ВАЗ-2106 и ВАЗ-21043, собираемые на «Иж-Авто» из машинокомплектов от АВТОВАЗа.

К слову сказать, ранее до производства на мощностях Горьковского автозавода (ГАЗ) автомобилей Fiat после долгих переговоров так и не дошло дело у владеющего нижегородским предприятием «Руспромавто». Более того, после сорвавшегося в начале прошлого года традиционного старта производства автомобилей «Волга» из-за проблем с поставками на завод двигателей от «Заволжского моторного завода» (ЗМЗ) и без того разочарованный в перспективах отечественных седанов представительского класса председатель совета директоров «Базового элемента» (контролирует «РусПромАвто») Олег Дерипаска отрекся от разработки новых легковых автомобилей в пользу производства коммерческого транспорта. Чтобы совсем не уходить из легкового сегмента ГАЗ нашел для себя стратегического партнера в лице индийской Mahindra&Mahindra. Именно к производству внедорожников последней в Нижнем Новгороде приступили в конце прошлого года.

Примеры ГАЗа и «Иж-Авто» характерны для отрасли в целом. Рост продаж иномарок в России сегодня достиг таких темпов, что уже в этом году, по прогнозам генерального менеджера компании «Рольф» Валерия Тараканова, производство отечественных марок автомобилей уступит первенство продажам иномарок (их продажи в 2006 году могут достичь 840 тысяч). «Последним из могикан» остается бессменный монополист отечественного рынка АВТОВАЗ. Созданное, было, СП с американским General Motors принесло пока разве что сокращение продаж родной Lada Niva — от темпов роста производства Chevrolet Niva в первые два года сегодня не осталось и следа, а производство седанов Chevrolet Viva заглохло, так и не набрав оборотов. Учитывая заявления нового руководства АВТОВАЗа о стремлении к повышению качества «Лад», которое непременно приведет к очередному подорожанию тольяттинских автомобилей, от их единственного конкурентного преимущества — низкой цены — уже в скором времени у россиян останутся лишь одни воспоминания. Сколько при этом останется еще вспоминать о самой марке, никто сегодня судить не берется.

 

Сергей Калашников

Автоновости