Преждевременный отказ работы свечей зажигания: некачественные свечи, бензин или что-то еще?
Около 30% клиентов, обращающихся к нам, выражают одно и тоже беспокойство – провалы при разгоне, подёргивания, увеличенный расход топлива, снижение мощности и т.п. Безусловно, необходимость в компьютерной диагностике системы управления двигателем налицо. Но давайте обратимся к опыту решения подобной проблемы. Как правило, причиной подобных неисправностей являются свечи зажигания.
Изготовители свечей зажигания гарантируют их бесперебойную работу до 20-30 тыс. км пробега. Более совершенные, с биметаллическими электродами, живут 30-40 тыс. км. Еще долговечнее изделия с тонким центральным электродом из платины или двумя усиленными платиной электродами. Эти работают до 60 тыс. км! Тогда почему столько жалоб на преждевременные отказы свечей?
Для увеличения октанового числа бензина в него добавляют антидетонаторы. Самый эффективный - тетраэтилсви-нец (ГЭС). Всего два стакана этиловой жидкости - и из тонны бензина АИ-80 получается тонна АИ-95. Но как ни заманчива такая рационализация, соединения свинца исключительно ядовиты (не зря этилированный бензин окрашен) - производство отравы свернуто. Кроме вреда нашему здоровью, свинец смертелен для каталитических нейтрализаторов современных автомобилей.
Освободившуюся нишу заполнили экологически более чистые добавки: метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ), железосодержащие присадки на основе химического соединения, называемого ферроценом. Последние очень любимы недобросовестными (а подчас и незаконными) производителями бензинов. Эффективность присадок весьма высока (до 60% от ТЭС), они недороги, легко растворяются в бензине. И все бы хорошо, но передозировка «железа» вызывает красный налет на изоляторах электродов.
В погоне за барышом топливные махинаторы щедро «улучшают» низкооктановый бензин. У автомобилистов, напоровшихся на такое зелье, начинаются проблемы. Сначала изолятор центрального электрода приобретает яркий кирпичный цвет. Позже он темнеет до бурого с черными включениями. С этого момента вполне исправный двигатель начинает хандрить: снижаются разгонная динамика и максимальная скорость машины, повышается расход топлива, так как свечи перестают регулярно воспламенять горючую смесь.
Избыток «железного» антидетонатора уравнял и дешевые, и дорогие свечи. По черным полоскам на рыжем изоляторе искра стекает на «массу», минуя искровой промежуток:
а - свечи СНАМРION;
б - свечи PLATINUM ВОSСН, платиновый электрод так же бессилен, как и стандартный;
в - боковые электроды SUPER ВOSСН не затеняют искру от камеры сгорания, но между электродами ее нет.
Очевидно, дело не в «фирменности» свечей. Передозировка «железного» антидетонатора одинаково убийственна и для дешевой, и для дорогой свечи!
Попытались проследить утечки искры в барокамере. Результат озадачил: все свечи, остыв, показали соответствие требованиям ОСТа и, что еще интереснее, отсутствие пробоев по рыжему! изолятору! Снова ввертываем их в двигатель и выводим его на номинальную мощность (5400 об/мин). Сбои возобновились, только на этот раз время приемлемой работы сократилось в среднем до четырех часов. Теперь свечи осматривали горячими - и каверза нашлась. На рыжих изоляторах появились черные полоски. Ларчик открылся просто: чем выше температура в цилиндрах (читай, нагрузка на двигатель), тем быстрее «ржавая» окись восстанавливалась в чистое железо, то есть в отличный проводник. Быстро перебрасываем отказавшие свечи из двигателя в барокамеру. Уже при небольших избыточных давлениях (4-6 кгс/см2) искровой разряд, минуя электроды, скользил к корпусу свечи по черной полоске на изоляторе. Однако через 5-10 минут «отдыха» при выключенном двигателе дорожка-проводник окислялась, исчезала и работоспособность свечи восстанавливалась. Словно «плавающий» дефект.
Так как самостоятельно определить, сколько присадок вбухали в бензин, мы не в силах, остается выбирать «правильные» заправки и возить запасные свечи.
Свеча, а точнее её состояние, как известно, «зеркало» работы двигателя. Сам эксплуатирую Фокус 2,0 МКПП. Пробежал более 60 тыс. км на Моторкрафтовских платиновых свечах. Поверьте, состояние их идеальное. Приезжайте, покажу. Из опыта работы могу сказать, что какие бы вы свечи не устанавливали, если топливо будет некачественным, они быстро выйдут из строя.
Довольно часто на форуме Mondeoclub.ru можно встретить рекомендации об отключении системы рециркуляции выхлопных газов (EGR), дабы это решает проблемы стабильности холостого хода и рывков при разгонах. В принципе отключить то её можно, так как система предназначена только для снижения токсичности выхлопа, да и работать она начинает при определённых нагрузках на двигатель, так что на прохождение ГТО может не повлиять. Но мало кто знает, что система EGR снижает температуру в камере сгорания, собственно, чем и достигается снижение оксидов азота (NO) в выхлопе. А, если вы внимательно читали, быстрота восстановления «рыжего» налёта на изоляторе свечи в чистое железо напрямую зависит от температуры в цилиндрах. Делайте вывод.
И последнее. Обязательно, увидев подобные («рыжие») свечи, буду рекомендовать промывку инжектора химическим способом. Дело в том, что эта окись не только губит свечи, но и форсунки, клапана, кольца катализатор. (Кстати на современных автомобилях (я говорю о Фордах), с помощью диагностического компьютера, проверяется и производительность форсунок, и баланс мощности цилиндров без каких-либо разборок элементов двигателя.) Все покрывается «ржавым» налётом. Так вот именно химический способ промывки позволяет в комплексе устранить все эти последствия. Выравнивается производительность форсунок, поднимается компрессия в цилиндрах, выравнивается баланс мощности цилиндров. Отсюда увеличение мощностных и динамических характеристик, снижение расхода топлива и т.п. Ультразвук, безусловно, очистит форсунки лучше химии, но только форсунки. А видели бы вы разобранный двигатель после эксплуатации на некачественном бензине...
И ведь что характерно, из внешних факторов наш двигатель «потребляет» масло, воздух и топливо. Масло для своей «любимой» мы выбираем получше, воздух не переделаешь, но мы его фильтруем, а вот к топливу у большинства клиентов отношение почему-то легкомысленное. Всё в ваших руках, Господа. (В статье были использованы выдержки из журнала «За Рулём».)