История Урал

Более чем полувековая история Уральского автозавода началась с решением Государственного Комитета обороны от 30
ноября 1941 года об организации в городе Миассе автомоторного и литейного производств, эвакуированных с Московского
автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). Морозной зимой 1941 года днем и ночью, прямо с "колес", под открытым
небом шел монтаж оборудования. Одновременно возводились производственные корпуса, и уже в марте 1942 года начал
работать первый цех нового завода. В апреле 1942 года были собраны первые двигатели и коробки передач.

Страна нуждалась в автомобилях, и по решению Государственного Комитета Обороны от 14 февраля 1943 года завод
преобразовывается в автомобильный. Провинциальный город купцов, ремесленников и золотоискателей становится
уральской столицей грузовых автомобилей. Первый уральский автомобиль "ЗиС-5В" сошел с конвейера 8 июля 1944 года.

20 июля 1944 года первая партия автомобилей нового автозавода была отправлена на фронт. 30 сентября 1944 года с
конвейера сошел тысячный автомобиль. За год со дня выпуска первых машин заводской коллектив отправил на фронт и в
народное хозяйство 6800 автомобилей. Уральские грузовики и смонтированные на них знаменитые "Катюши" воевали на
всех фронтах Великой Отечественной войны, приближая победу нашего народа.

В послевоенные годы завод приступил к выпуску автомобиля собственной разработки Урал-ЗИС-353М.

Совершенствуется конструкция, создаются новые модели: "ЗиС-5М", "УралЗиС-355".

В связи с дефицитом жидкого топлива в стране разработан "ЗиС-21А" (с газогенераторным двигателем).

В 1954 и 1955 годах Уральский автомобильный завод является участником Выставки достижений народного хозяйства СССР
и награждается медалями ВДНХ.

В пятидесятых годах началась спортивная история Уральского автозавода. В октябре 1957 года в Ростове-на-Дону
проходили Всесоюзные соревнования по автомобильному спорту. В них участвовали 98 машин марки "ЗИЛ-150", "ГАЗ-63",
"ГАЗ-51", среди них - шесть машин "УралЗИС-355В". Спортсмены Уральского автозавода, не имевшие в то время большого
опыта подобных соревнований, показали себя достойными противниками корифеев автоспорта, которых собрал кросс. Все
первые места завоевала команда уральцев. В личном первенстве первое место и звание чемпиона СССР завоевал экипаж
автомобиля в составе водителя П. Терентьева и механика А. Рубинштейна.

В 1958 году освоен выпуск двухосного грузового автомобиля "Урал-355М", который успешно использовался при освоении
целины Урала, Сибири и Казахстана.

Для работы в условиях бездорожья и для армии страны потребовались специальные мощные автомобили-вездеходы, и в
1961 году из ворот завода выходят первые большегрузные трехосные автомобили высокой проходимости "Урал-375". За
разработку конструкции и внедрение в производство этого автомобиля Уральский автозавод награжден дипломом ВДНХ СССР
первой степени.

С 1962 года "Уральский автомобильный завод имени Сталина" - "УралЗиС" переименовывается в "УралАЗ".

В 1965 году с производства сняты двухосные автомобили, которые завод выпускал более 20 лет. Вслед за этим встал
вопрос замены старого конвейера. В конце года был организован безостановочный переход на принципиально новую
конструкцию автомобиля "Урал-375" без снижения темпов и объемов производства.

В 1966 году за развитие и совершенствование производства заводу вручена высокая правительская награда - орден
Трудового Красного Знамени.

В середине 60-х годов Уральский автомобильный завод выходит на международный рынок с новым грузовиком "Урал-375".
Первая партия отправилась в Монголию, вслед за ней две партии машин ушли в Германскую Демократическую Республику. В
1969 году "Урал-375Д", демонстрировавшийся на международной Лейпцигской ярмарке, был награжден золотой медалью и
дипломом I степени. В 1972 году этому автомобилю была присвоена высшая категория качества, а в 1973 году -
государственный Знак качества - символ технического совершенства того времени.

В январе 1970 года Главный выставочный комитет ВДНХ СССР наградил Уральский автозавод дипломом первой степени за
разработку конструкции и внедрение в производство грузовых автомобилей высокой проходимости "Урал-375Ю",
предназначенных для работы в условиях тропического климата, и "Урал-377К" для работы в условиях Крайнего Севера.

В 1976 году на базе Уральского автомобильного завода было создано Уральское объединение по производству грузовых
автомобилей. Кроме головного предприятия в его состав вошли Челябинский кузнечно-прессовый завод, Челябинский
машиностроительный завод автотракторных прицепов и Посевнинский завод запасных частей.

В конце 1976 года изготовлены первые опытные образцы снегоболотоходного транспортера "Урал-5920". В 1981 году
выпущена первая промышленная партия этой техники для Министерства нефтяной промышленности. Снегоболотоходы обладают
высокой проходимостью по тяжелому бездорожью и используются круглогодично на промысловых работах.

В 1977 году на Уральском автозаводе налажено производство новой модели "Урал-4320" с дизельным двигателем,
послужившим началом дизелизации автомобилей "Урал".Разрабатывается ряд модификаций автомобиля: "Урал-4320"
грузоподъемностью семь тонн, седельный тягач "Урал-43202" для буксирования полуприцепов полным весом 18,5 тонны,
седельный тягач "Урал-4320" для буксирования полуприцепов полным весом 15 тонн, эксплуатации в условиях Крайнего
Севера и южных районах. В 1978 году в экспериментальном цехе подготовлены опытные образцы тягачей к лесовозному
автопоезду "Урал-6002". К началу 1979 года появились опытные образцы автомобиля "Урал-43201" для использования в
условиях Крайнего Севера. На нем были применены шины омского завода, годные для эксплуатации при 60-градусных
морозах. В 1983 году автомобилю "Урал-4320" и его модификациям присвоен Государственный знак качества.

В настоящее время "Урал-4320-01" является базовой моделью многочисленного семейства "Уралов" с широкой
номенклатурой специального оборудования, которые используются в различных областях народного хозяйства. В последние
годы большой популярностью среди потребителей пользуются выпускаемые на шасси "Урал" вахтовые автобусы, подъемные
краны, автоцистерны, топливозаправщики, пожарные автомобили, ремонтные мастерские, разнообразная спецтехника для
лесопромышленного и нефтегазового комплексов. Для дорожников, коммунального хозяйства выпускаются шнекороторные
снегоочистители, комплексные коммунальные машины типа "Тройка-2000", выполняющие более десяти операций по
благоустройству дорог и прилегающих территорий. Специальное оборудование и вооружение, установленных на шасси
"Уралов" для различных родов войск МО РФ, ФПС, МВД, МЧС составляет около 400 наименований.

В восьмидесятые годы разрабатывается и внедряется автомобиль сельскохозяйственного назначения "Урал-5557".
Специальный транспортно-технологический автомобиль-самосвал был способен работать при температуре от 40 градусов
жары до 45 градусов холода, мог использоваться и в Средней Азии, и на Севере. Обладая высокой проходимостью и
оптимально подобранными передаточными числами трансмиссии, он на полях мог работать с различной
сельскохозяйственной техникой. "Урал-5557" успешно работал в составе автопоезда, обладал высокой
производительностью благодаря высокой скорости (70 км. в час) и большой грузоподъемности (14 тонн). Шасси грузовика
использовалось как база для установки различных кузовов и спецоборудования. Широкопрофильные шины с регулированием
давления обеспечивают высокую проходимость машины по грунтам с разной плотностью. Новые системы вентиляции и
отопления, автоматическое дистанционное управление откидывающихся по сигналу из кабины бортов платформы создали
водителю комфорт в работе в любых условиях.

В 1983 году началось мелкосерийное производство "Урал-5557".

В 1985 году за большие успехи в выполнении государственных заданий по выпуску автомобильной техники Уральский
автомобильный завод был награжден орденом Октябрьской революции.

21 февраля 1986 года был выпущен миллионный уральский автомобиль.

В 1989 году на автозаводе изготовлен первый четырехосный автомобиль "Урал-5323" с унифицированной кабиной "КамАЗ".

В 1992 году автомобили "Урал" приняли участие в сверхмарафоне и, успешно финишировав в ралли-рейде
"Париж-Москва-Пекин", еще раз подтвердили свое качество и надежность.

Зимой 1994 года УралАЗ принял участие в большом автопробеге от Лондона до Нью-Йорка, где "Уралы" без единой
поломки провели караван автомобилей "Форд" через полюс холода, Сибирь, Якутию, снежное бездорожье Чукотки к
Берингову проливу.

В апреле 1994 года Открытое акционерное общество "УралАЗ" и итальянская фирма "IVECO" вместе с российским
концерном "Газпром" создали совместное предприятие "IVECO-УРАЛАЗ". СП производит автомобили грузоподъемностью до 23
тонн (55 тонн в составе автопоезда), адаптированные к климатическим условиям всех регионов России. Производственный
комплекс рассчитан на сборку 3000 автомобилей и 9000 кабин в год.

В 1997 году создано совместное предприятие "ДОЙТЦ-Урал-Дизель" по выпуску двигателя модели 1015 по лицензии
немецкой фирмы "ДОЙТЦ". 18 мая 1999 года подписан протокол, в котором "УралАЗ" и немецкая сторона договорились о
продолжении сотрудничества, о разработке программ по продвижению автомобилей "Урал" с двигателями "Дойтц" в страны,
где обе стороны наиболее полно представлены на рынке.

Уральский автозавод - первое и на сегодняшний день единственное в России автосборочное предприятие, получившее в
июле 1995 года сертификат фирмы "ТЮФ-Серт" (Германия) на соответствие стандартам ИСО серии 9000 по всем аспектам
своей деятельности.

В апреле 1996 года Госстандарт России подтвердил соответствие системы качества Уральского автозавода применительно
к автомобилю "Урал" требованиям ГОСТ Р ИСО-9001-96.

Осенью 1998 года с целью оздоровления финансовой ситуации на заводе введена процедура внешнего управления. За
короткий срок команде менеджеров удалось нарастить выпуск продукции, ликвидировать вторичный рынок автомобилей,
перейти к позаказному методу планирования производства.

В апреле 1999 года ресертификационный аудит, проведенный на автозаводе комиссией Комитета РФ по стандартизации,
метрологии и сертификации, подтвердил соответствие системы качества "УралАЗ" требованиям ГОСТ Р ИСО-9001-96.

В 1999 году команда Уральского автозавода первой из российских команд приняла участие в международных
соревнованиях "Европа Трак-Триал". Дебют миасских спортсменов оказался успешным: в каменных карьерах Австрии,
Германии, Испании и Франции "Урал" справился с большинством препятствий, на равных конкурировал с соперниками.
Бургомистр немецкого города Оснабрюк учредил поощрительный приз - кубок команде Уральского автозавода преодолевшей
самое большое расстояние для участия в соревновании. В 2000-2001 годах команда Уральского автозавода успешно
выступила в европейских соревнованиях и в Чемпионате Содружества "Яровит Трак-Триал"

4 июня 1999 года в рамках участия в экономической жизни области руководство "УралАЗа" выступило инициатором и
организатором совещания, на котором было заключено генеральное соглашение "О принципах развития внутриобластной
кооперации". Под соглашением поставили подписи руководители области, городов и крупных промышленных предприятий.

В автосборочном производстве запущена итальянская линия катафорезного грунтования кабин. Гарантийный срок
эксплуатации изделия увеличивается до 10 лет.

В ноябре 1999 года в литейном производстве пущена в работу швейцарская формовочно-автоматическая линия "Георг
Фишер" для отливки деталей из высокопрочного чугуна. Ее производительность - 2400 т в год.

С 1999 года на Уральском автомобильном заводе внедряется комплексная автоматизированная система управления
предприятием голландской фирмы BAAN, которая позволит специалистам иметь достоверную информацию обо всех процессах,
происходящих на предприятии, в реальном времени.

В декабре 1999 года стал серийным "Урал-53236" с кабиной бескапотной компоновки, произведенный совместно с
итальянским концерном "Ивеко".

В конце 1999 года на Уральском автозаводе введен в действие новый цех кузовов- фургонов, ежегодно выпускающий до
1000 вахтовых автобусов "Урал-3255", предназначенных для перевозки людей по бездорожью.Для удовлетворения
потребностей цеха в апреле 2000 года введено в строй новое оборудование - газоплазморезательная установка.

По итогам 1999 года "УралАЗ" вошел в сотню лучших компаний России в номинации "Репутация".

В июне 2000 года Уральский автозавод вышел в лидеры среди предприятий машиностроения по объемам реализованной
продукции.

В июне 2000 года в рамках реструктуризации создано дочернее предприятие "Автомобильный завод "Урал".

В конце 2000 года представители автозавода приняли участие в пробеге внедорожных автомобилей "Путь России в XXI
век - между Европой и Азией", организованном популярным журналом "За рулем". Автомобиль- офис "Урал-3255" вместе с
участниками пробега прошел путь от Миасса до заполярного поселка Харьягинский.

По итогам ежегодного рейтинга Международная Ассоциация бизнес- партнеров ADM (AUSTRALIANA DISCOVERY MARKET)
отметила Уральский автомобильный завод как предприятие 2000 года.

В феврале 2001 года российский Институт испытаний и сертификации вооружения и военной техники (ИнИС) вручил
Уральскому автозаводу сертификат военного регистра.

В конце первого квартала 2001 года с конвейера Уральского автомобильного завода сошел сотый вахтовый автобус
"Урал-3255-0010" с кузовом- фургоном собственного производства. Юбилейный автомобиль отправлен потребителям в один
из крупных городов Тюменской области - Салехард.

В июне 2001 года в сотрудничестве с ОАО "Уралвагонприцеп" начато серийное производство автопоезда на базе
"Урал-44202-31" для перевозки гусеничной и колесной техники, а также другого военного имущества по всем видам дорог
и бездорожью.

В 2001 году начато производство автомобилей "Урал" с двигателем, отвечающим международным экологическим
требованиям "Евро 2". В 2002 году на автомобильном заводе "Урал" будет собрана 1000 таких автомобилей.

В 2001 году предприятию удалось решить задачу по поиску стратегического партнера - ОАО "Автомобильный завод "Урал"
вошло в состав крупнейшего российского автохолдинга "РусПромАвто".

С января 2002 года начат выпуск комбинированной дорожной машины (КДМ) на базе шасси "Урал-43206" (4х4).
Автомобиль, укомплектованный оборудованием для работы в летний и в зимний периоды, займет нишу относительно
недорогой спецтехники, ориентированной на отечественного потребителя. К концу 2002 комбинированная дорожная машина
на базе шасси автомобиля "Урал" будет запущена в серийное производство.

В феврале 2002 года началась конвейерная сборка автомобиля "Урал- 5323" повышенной грузоподъемности с
комфортабельной кабиной совместного производства "ИВЕКО-УралАЗ".

В августе 2002 года седельный тягач "Урал-636142-02" получил главный приз в конкурсе "Лучший внедорожный грузовой
автомобиль", организованном журналом "Коммерческий транспорт" в рамках седьмой международной выставки "Мотор Шоу -
2002".

В сентябре 2002 года впервые в истории автомобильного спорта чемпионом Европы стала российская команда. Эта победа
принадлежит автомобильному заводу "Урал" - экипажи Александр Жмаев - Сергей Петелин ("Урал-5323", категория С5) и
Валерий Князев - Иван Болотов ("Урал-4320", категория С4) заняли первые места в общем зачете на международных
соревнованиях "Европа Трак-Триал".

В январе 2003 года в цехе кузовов-фургонов выпущен 1000-ый вахтовый автобус "Урал".

В мае 2003 года подготовлен опытный образец самосвала "Урал-55571-44", оборудованный новой капотной кабиной с
оперением интегрального типа. В августе самосвал удостоен третьей премии журнала "Комтранс" в номинации "Лучший
внедорожник-2003".

В августе 2003 года подписано трехсторонне соглашение между  Автомобильным заводом "Урал" ОАО "Автодизель"
(Ярославль, холдинг "РусПромАвто") и компания Bosch. Результатом выполнения его условий станет создание автомобиля
"Урал", чей силовой агрегат будет соответствовать требованиям "Евро-3".

В феврале 2004 года полностью завершена программа перехода всей выпускаемой продукции на соответствие требованиям
экологических норм "Евро-2".

В августе 2004 года на московской международной выставке "MIMS-2004" были представлены новые автомобили дорожной
серии: бортовой "Урал-6363" (4х2) и самосвал "Урал-63645" (6х4). Первая партия таких автомобилей будет реализована
в 2005 году