Ford Mustang - как рождалась легенда...

Для людей, интересующихся автомобилями, история легендарного Ford Mustang - что законы термодинамики для физика. В том смысле, что каждый знать обязан.


Проведенное в 1960 году исследование американского рынка показало, что во второй половине 60-х около 40 процентов населения США будет составлять категория молодых людей, рожденных в первые послевоенные годы, так называемые бэйби-бумеры. Это поколение, вплотную подобравшись к возрасту в 18-20 лет, начнет покупать свои первые автомобили. И вполне понятно, что молодые люди будут искать что-то новое, спортивное, захватывающее дух, но, вместе с тем, недорогое и не слишком радикальное.

В начале 60-х гг. единственным американским спортивным автомобилем оставался Chevrolet Corvette. Стоил он, к сожалению, дорого, и для большинства покупателей оставался недоступным. С другой стороны, фордовский Thunderbird сильно прибавил в весе (во всех смыслах), из-за чего компанию частенько обдавало дождем из гневных писем.

Отправной точкой истории культового американского автомобиля стал 1961 год. В этом году вице-президенту компании Ford Motor Ли Якокке пришла в голову мысль о создании нового автомобиля.

Его идея заключалась в создании двухдверного компактного, легкого и, самое главное, недорогого автомобиля. Более того, он должен был иметь огромное количество дополнительных опций, которые бы позволили покупателю создать автомобиль в соответствии с собственным вкусом и кошельком.

Много времени ушло на всевозможные обсуждения и исследования рынка. В предложение Якокки никто не хотел верить, она повсюду встречала жесткое сопротивление, и только в середине 1962 года проекту был дан зеленый свет. У разработчиков было полтора года на то, чтобы создать абсолютно новый автомобиль. В целях экономии выделенных средств и снижения розничной стоимости было принято решение использовать уже существующие детали и узлы, что в конечном итоге ускорило разработку. Большая часть шасси, подвески и трансмиссии нового автомобиля была позаимствована у родных моделей Falcon и Ford. Не удивительно, что первые «мустанги» были построены на заводе в Диборне (штат Мичиган), где выпускался Falcon.

Интересно, что разработчики долгое время не могли определиться с названием для будущего автомобиля. Фигурировал грозный T5, кошачий Cougar, обещающий приключения на юные американские задницы Aventura, веселый Allegro, зловещий Stiletto, итальянский Torino и даже XT-Bird. В конечном итоге было решено позаимствовать имя у знаменитого истребителя времен второй мировой войны P-51 Mustang, которое в сочетании с силуэтом мчащейся лошади на решетке радиатора рождали волнующее представление о беспредельной свободе и создавали истинно американский образ. Кстати, в оригинале лошадь бежала в другую сторону. Когда рисунок был переведен в металлическую форму, он оказался непреднамеренно перевернут, и с тех пор лошади было суждено вечно бежать справа налево.


До того, как Mustang добрался до конвейера, Ford показал публике два концепта. В 1962 был представлен двухместный Mustang I с двигателем V4, а уже в октябре 1963 во время гран-при США несколько показательных кругов трассы Уоткинс Глен (Нью-Йорк) проехал четырехместный Mustang II с двигателем мощностью 115 л.с.

9 марта 1964 года первый «мустанг» сошел с конвейера завода в Диборне. За месяц с небольшим было произведено 8 160 автомобилей с той целью, чтобы у каждого американского дилера Ford был хотя бы один экземпляр этого автомобиля.

16-го апреля в 2,5 тысячах американских газет и журналов была опубликована реклама нового автомобиля, а около 30 млн. зрителей смогли увидеть рекламные ролики по телевидению. На следующий день Mustang был официально представлен на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Это было что-то - уже в первые часы работы выставки было оформлено более 22 000 заказов на этот автомобиль, а уже к концу 1965 цифры его продаж подобрались к миллионной отметке.

Первое поколение (1964-1966)


Несущий кузов Mustang был установлен на 2743-миллиметровую колесную базу, а длина автомобиля от переднего до заднего бампера составляла 461,26 см. Несмотря то, что Falcon и Mustang ставились на одну платформу, пропорции последнего были совсем другими. Кабина была сдвинута назад, и это привело к удлинению капота и укорочению задней части кузова.

Выбор двигателей был очень разнообразным и начинался с откровенно слабой 2.8-литровой рядной шестерки, способной развивать мощность лишь в 101 л.с. и заканчивался мощным 289-м (цифры соответствуют рабочему объему двигателя в кубических дюймах) двигателем (V8 4,7 л 271 л.с.). Трехступенчатая ручная трансмиссия шла в комплекте со всеми двигателями кроме 289-го, который в свою очередь агрегатировался с четырехскоростной ручной коробкой. В качестве опции устанавливался также трехскоростной автомат Cruise-O-Matic.


В 1965 году к линейке добавился аккуратный фастбэк 2+2. Появилась и новая комплектация GT, которая включала передние дисковые тормоза, более жесткую подвеску, жесткий стабилизатор поперечной устойчивости, рулевое управление с низким передаточным числом и двойную выхлопную систему. За этот год было продано всего 559 451 автомобилей.

С таким огромным количеством «мустангов», разъезжающих по дорогам и хайвэям США вполне естественно, что многие их владельцы будут участвовать в гонках. Но чтобы противостоять Chevrolet Corvette, автомобиль должен был стать двухместным. И в этот момент в жизни Mustang появляется Кэррол Шелби. Уроженец Техаса, он долгое время был гонщиком. Оценив спортивный потенциал фордовского скакуна, он превратил 100 первых фастбэков 2+2 в модель GT350.


Специалисты его компании добавили мощности 289-му двигателю, выбросили задние сидения, установили передние дисковые тормоза, фиберглассовый капот, изменили подвеску, тем самым уменьшив клиренс, и поставили большие шины на 15-дюймовые диски. Эта легендарная серия модификаций производилась вплоть до 1970 года и по сей день считается самой лучшей. Кстати, в 1967 Кэррол Шелби передал все права на производство «мустангов» со своей именной приставкой корпорации Ford Motor, отказавшись от участия в подготовке последующих спортивных версий машины.

Второе поколение (1967-1968)

Второе поколение «мустангов», выпускавшееся с 1967 по 1968 год, впервые столкнулось с тем, чего не хватало первому. Chevrolet теперь выпускал Camaro, у Pontiac появился Firebird, а Plymouth сделал из своей Barracuda более серьезный агрегат. Даже в рамках Ford Mercury начал продавать Cougar.


Ответом на появление конкурентов Ford стал новый, чуть увеличившийся в размерах Mustang с новым кузовом. К слову сказать, каждая деталь новой версии была чуть увеличена - решетка радиатора, более глубокие боковые выемки, задние фары стали больше в отличие от прошлых лет, теперь оказались вогнуты. Чтобы разместить новый 6,4-литровый "big-block" V8 (390-й) понадобилось увеличить трек передних колес на 635 мм, что в итоге сыграло «мустангу» на руку - с более широкой колеей он стал устойчивее. Оборудованный 390-м двигателем с четырехступенчатой коробкой автомобиль мог преодолевать расстояние в четверть мили за 13 секунд.


Однако, участники подобных гонок обратили внимание в первую очередь на появившуюся в апреле 1968 года модификацию Shelby GT-500 KR с семилитровым мотором Ram Air 428 Cobra Jet, с тарелками клапанов большей площади и особой системой забора воздуха, который при официальной мощности в 335 л.с. легко развивал более 400 "лошадок". До 100 км/ч GT500 KR разгонялся за 5.4 секунды, а максимальная скорость автомобиля превышала 250 км/ч.


Вышедшая в 1968 году на широкие экраны криминальная драма «Буллит» возвела фастбэк Mustang в ранг культового автомобиля. По сюжету герой Стива МакКуина гонял по улицам Сан-Франциско двух наемных убийц на своем модифицированном «мустанге» GT-390.

Также в этом году появилась версия California Special (GT или CS), которая продавалась только в западных штатах США.

Третье поколение (1969-1970)

В 1969 Mustang поправился еще раз.


Для кузова 1969 года характерны четыре передние фары (одна пара отвалилась в 70-м, заостренный капот и новые боковые воздухозаборники. Для тех, кто желал подчеркнуть свой достаток Ford предлагал купе Grande, а для любителей популярнейших соревнований в заездах на четверть мили была создана модификация фастбэка 2+2 с 335-сильным двигателем, получившая название Mach 1.

Два интересных «мустанга» появилось в середине 1969 года. Специально для успешных выступлений на гонках Trans American и серии NASCAR Ford выпустил две версии Mustang - Boss 302 и Boss 429.

Четвертое поколение (1971-1973)


С новым начальником дизайнерского отдела Семоном Кнудсеном из General Motors на протяжении последующих трех лет Mustang рос, становился внушительнее и тяжелее. Казалось бы, пара дюймов там и тут ничего не решала, но, и этого оказалось достаточно, чтобы лишить этот автомобиль внешней легкости и спортивной подтянутости. Кроме всего прочего, с принятием ряда законов, ужесточавших требования по среднему расходу топлива и токсичности выхлопа пришлось урезать мощность двигателей. Было очевидно, что пришло время что-то менять. Создание небольшого и экономичного «мустанга» показалось отличной идеей.

Пятое поколение (1974-1978)

Решение отказаться от платформы Falcon в пользу компактного Pinto пришло само собой. Mustang II стал короче предыдущей модели почти на 32 см и легче на 180 кг, что свидетельствовало о возвращении к истокам. В нем были использованы новое рулевое управление реечного типа и отдельная подмоторная рама, которая позволила уменьшить шум и вибрации.


Однако уменьшение его размеров вовсе не означало улучшения скоростных характеристик. Фактически это был первый «мустанг», который комплектовался базовым четырехцилиндровым двигателем на 2,3 литра мощностью всего 88 л.с. Более того, в списке дополнительного оборудования одиноко стоял лишь 2,8 V6. Как же так? Куда делся V8? Получив кучу нелестных отзывов, Ford возобновляет установку восьмицилиндрового V-образного мотора в 1975, но в каком виде! Объемом 5 литров он мог развивать всего 140 л.с. мощности - отдельное спасибо двухкамерному карбюратору и катализатору. В итоге по сравнению с предыдущим годом продажи упали на 45 процентов. Чтобы хоть не терять лицо Ford представил пакет Cobra II (1976), а затем и King Cobra (1978).

Шестое поколение (1979-1993)

В 1979 году в салонах у дилеров Ford появился совсем другой Mustang - заслуга нового главного дизайнера Джека Телнака (кому интересно - позднее он работал над Ford Probe и Ka).


В этом году «мустанг» прочно пересел на укороченное шасси, позаимствованное у Ford Fairmont "Fox". Эта платформа использовалась на протяжении двух с лишним десятилетий - вплоть до 2004 года. В этом году Mustang снова был выбран автомобилем сопровождения на гонках Indianapolis 500.

Новый угловатый Mustang выпускался вплоть до 1993 года, претерпев редизайн в 1987 году. У «мустанга» образца 1979-го не было бегущей лошади на решетке (она переместилась на переднюю часть капота), на бортах не осталось и следа от традиционных выемок, изменилась головная оптика - теперь автомобиль смотрел на мир двойными квадратными глазами, а задние фары состояли теперь из шести частей вместо трех. От оригинального «мустанга» во внешности нового автомобиля осталось очень мало. Салон нового автомобиля стал более вместительным, увеличился моторный отсек и багажное отделение. 2,3-литровый четырехцилиндровый двигатель был доработан, его турбированная версия выдавала около 132 «лошадей». Из-за огромного количества проблем через год было решено отказаться от этого мотора.

В 1980 году 2,8-литровый V6 был заменен на рядную шестерку объемом 3,3 л. Единственным доступным V8 на протяжении двух лет был 255-й на 4,2 литра. Являясь по сути уменьшенным вариантом 302-го, этот двигатель стал самым маломощным V8 за всю историю «мустанга», выдавая ничтожные 118 л.с. (это официальная цифра, многие утверждали, что мотор не дотягивает даже до этих показателей).


Прежний Mustang воскрес в 1982 году, когда была представлена версия GT с 302-м двигателем V8 (5,0 л), который, благодаря новым клапанам, более агрессивным кулачкам распредвала, большому 2-камерному карбюратору и новой впускной и выпускной системам, развивал мощность в 157 л.с. Реклама в журналах радостно восклицала: «Boss вернулся».

Новый 3,8-литровый V6 заменил прежнюю рядную шестерку. К 1983-му модельному году в ответ на появление кабриолетов Chrysler Ford добавил к своему табуну «мустанг» с откидным верхом. Mustang GT увеличил свою мощь до 175 л.с. за счет нового четырехкамерного карбюратора и впускного коллектора. В 1984 появилась версия SVO с мощной турбированной рядной четверкой на 2,3 л., которая, однако, не обрела должной популярности из-за высокой стоимости. За меньшие деньги покупатели могли приобрести GT. В 1986 году Ford представил первый Mustang с 5-литровым двигателем с прямым впрыском топлива.


В 1987 году Mustang претерпел первый за восемь лет редизайн - изменениям подверглась в основном передняя часть кузова с головной оптикой и задние фары. V6 ушел в небытие, а вместо него теперь предлагался четырехцилиндровый прямого впрыска мотор на 2,3 литра и 5-литровый V8. На смену SVO пришло подразделение SVT, результатом их усилий стало появление модификации Cobra R с 5-литровым двигателем Windsor V8 мощностью 235 л.с.
В середине 80-х продажи резко упали - в год продавалось чуть более 100 тыс. автомобилей. Решив, что Mustang утратил свои позиции на рынке, руководство Ford объявило о замене заднеприводной платформы на японскую переднеприводную. В ответ на это заявление фанаты тут же забросали головной офис компании тысячами гневных писем. В итоге классическому «мустангу» был дан еще один шанс, а передний привод был все-таки использован на Ford Probe.

Седьмое поколение (1994-1998)

В 1994 Ford решился-таки освежить свою модель, которая выпускалась практически в неизмененном виде уже в течение 15 лет.


Новый «мустанг» был создан на обновленной платформе "Fox", известной как Fox-4. Абсолютно новый дизайн, который разработал Патрик Скиавоне (Ford Focus - также на его совести), содержал некоторые стилистические элементы, относящие к началу эпохи этой легендарной марки.

Базовая модель теперь шла с 3,8-литровым V6, развивавшим мощность 145 л.с., в то время как GT по-прежнему таил под капотом 5,0-литровый V8 мощностью 215 «лошадей». Успешная модификация Cobra предстала в виде GT-40 с тем же двигателем, но была уже чуточку сильнее - 240 л.с. В 1994 году Mustang удостоился чести быть названным автомобилем года по версии журнала «Motor Trend», а кабриолет Cobra был выбран машиной сопровождения на гонках Indianapolis 500 - в третий раз за историю «мустанга».

В 1996 рынок ожидал возвращение в производство 5,8 литровый V8; вместо этого 5-литровый Windsor был заменен на 215-сильный 4,6-литровый SOHC "Modular" V8 с двумя клапанами на цилиндр.


Через два года мощность этого двигателя была увеличена до 225 л.с. благодаря более агрессивной настройке, модифицированной системе подачи топлива и больших выхлопных труб. На протяжении 98 года был доступен спортивный пакет, который помимо прочего включал уникальную черную полосу (независимо от цвета кузова) на бортах «мустанга». На версию Cobra теперь устанавливался высокооборотистый 4,6-литровый алюминиевый блок V8 мощностью 305 л.с.

Восьмое поколение (1999-2004)


Mustang 1999 года характеризуется новыми изогнутыми крыльями, а также измененной передней и задней облицовкой. Исчезли многие плавные линии предыдущей модели, но в основном интерьер и шасси остались без изменений. Все «мустанги» 1999 года получили специальные юбилейные шильдики на передние крылья.

Значительной модернизации подверглись базовый 3.8-литровый V6 и 4.6-литровый V8, устанавливаемый на версию GT. V6 теперь выдавал внушительные 190 лошадей, а V8 в свою очередь - 260. Двигатели по-прежнему агрегатировались с 5-ступенчатой механической коробкой или 4-скоростным автоматом.

Гордостью линейки 1999 года должна была стать претерпевшая серьезные изменения Cobra. Впервые на этом автомобиле была установлена задняя независимая подвеска. Подвеска то работала прекрасно, но вот V8 заставил представителей Ford краснеть - многие владельцы новых «мустангов» были разочарованы тем, что вместо заявленных 320 л.с. двигатель их автомобиля выдавал меньше трехсот.


За исключением новых шильдиков и прочих незначительных изменений Mustang остался прежним в 2000 году. Ограниченная серия модели Cobra R выпускалась с 5.4-литровым двигателем мощностью 385 л.с. В первый раз за 10 лет было продано более 200 тыс. «мустангов» - всего 215 393 автомобилей нашли своих хозяев в 2000 году.

Событием 2001 года стал выпуск специальной версии купе Mustang GT, созданного в честь фильма «Буллит». Это был обычный GT с пониженной подвеской, пятиспицевыми дисками и «авиационной» крышкой топливного бака, развивавший мощность в 265 л.с. Все 5 тыс. экземпляров этого издания были проданы почти мгновенно.


В 2003 появилась радикально мощная Cobra и новая ограниченного выпуска модель Mach 1. На двигатель «кобры» была установлена турбина с нагнетателем и интеркулер, производящий ошеломительные 390 «лошадок» и 394 Нм крутящего момента. Для укрощения такой мощи пятискоростная коробка T-45 была заменена шестискоростную T-56 - как на Viper и Corvette. В отличие от позорного 99 года мощность этого автомобиля был значительно выше, нежели заявлено в официальной документации. Только сойдя с конвейера, он мог преодолевать расстояние в четверть мили за 12 секунд - что уж говорить о прокачанных версиях.

Тем временем, новый Mach 1 с технической точки зрения был абсолютно идентичен «кобре» 1998 года и использовал 305-сильную версию 4.6-литрового DOHC, прочный задний мост и пятиступенчатую ручную коробку.

Девятое поколение (2005-настоящее время)


Представленный в качестве концепта в 2003 году на североамериканском автошоу в Детройте, Mustang 2005 стоял на новой платформе DEW98, уже используемой Thunderbird и Lincoln LS. Дизайнерам нового автомобиля удалось передать классический стиль «мустанга» 60-х годов: длинный изогнутый капот с большой решеткой и круглыми передними фарами, выемки на бортах, линии крыши и даже задние фары напоминали о золотом времени фордовского «скакуна». Уже через год Ford представил предсерийную версию, на шасси D2C.


Базовым двигателем нового Mustang стал 200-сильный V6 с пятиступенчатой ручной Tremec T-5. На версию GT теперь устанавливают алюминиевый 4,6-литровый Modular V8 мощностью 300 л.с. с изменяемым газораспределением, который агрегатируется с пятискоростной ручной коробкой Tremec TR-3650, хотя по желанию в качестве опции можно было взять пятиступенчатый автомат 5R55S. Сохранив традиционно задний ведущий мост, инженеры Ford на славу потрудились над улучшением ходовых характеристик и управляемости автомобиля. Благодаря использованию легковесных компонентов в подвеске (позволяющих быстрее реагировать на изменения дорожного покрытия), переставленным легким пружинами, более прочному заднему мосту с более эффективной рулевой тягой и большими тормозами «мустанг» почувствовал себя намного более уверенно.


Вскоре Ford запустил в производство кабриолет Mustang, под капот которого ставили оба двигателя. Инженерам удалось увеличить жесткость каркаса кузова, не прибегая к увеличению веса, а дизайнерам - добиться, чтобы мустанг смотрелся внушительно и гармонично даже с открытым верхом.

К 2006 модельному году была подготовлен новый пакет для популярной версии с двигателем V6, который включает доработанную подвеску (в частности, сзади появился стабилизатор поперечной устойчивости, ранее доступный только на GT), диски в стиле «Буллит», широкие шины, уникальную решетку с фарами, задний спойлер, специальные полосы на двери и эмблему.


В 2005 году на международной автомобильной выставке в Нью-Йорке был представлен результат нового этапа сотрудничества компании Ford c Кэрролом Шелби, который на этот раз выступил техническим консультантом. GT500 занял свое почетное место в линейке моделей 2007 года. Его турбированный 5,4-литровый V8 c нагнетателем выдает заявленные официально 500 «лошадей». Кроме этого GT500 может похвастаться ручной коробкой T-56 от Tremec, доработанной подвеской, 18-дюймовыми дисками и функциональным аэродинамическим пакетом.

Судя по развитию сценария ввода нового поколения «мустангов», нам осталось совсем недолго ждать появления новой Cobra и нового Mach 1.

Время идет, а легенда продолжает жить...

Источник: CarDriver.Ru