25 декабря 1878 года родился Луи Шевроле. Его имя носит марка, сохранившая за век не только фирменный знак, но и мистическую способность выбиваться из низов на верх против воли всевозможных обстоятельств.
Луи Шевроле (Louis Chevrolet) родился в семье часового мастера на западе Швейцарии. Влияние швейцарских часов явно оставило в судьбе молодого Шевроле свой след – Луи любил возиться с техникой и встревать в игры на время. Он начал с починки велосипедов, а через некоторое время начал участвовать на них и в гонках. Перебравшись за океан, увлекся авто, ремонтировал их в различных гаражах, иногда получая возможность с триумфом использовать их на ралли. Так он оказался сотрудником на одном из предприятий Дюранта (William C. Durant), основателя монополии GM, уже подмявшей под себя Buick и Oldsmobil. В 1909 году Дюрант заказал Луи Шевроле шестицилиндровый двигатель, который тот успешно построил, что навело Дюранта на размышления.
Дюрант, в 1910 году оттесненный кредиторами от руководства GM, начинал вить сеть новых автокомпаний. Говорят, что именно он сподвиг Шевроле, тогда уже именитого гонщика, построить в старом цехе Buick первый авто, и дал ему в качестве основы концепцию прототипа, унесенную из GM. Chevrolet Motor Company была основана в ноябре 1911 года Луи Шевроле, Уильямом Литтлом (William Little) и сыном Дюранта Эдвином Кэмпбеллом (Edwin Cambell). Первая модель Chevrolet Classic Six пятиместным седан с шестицилиндровым двигателем в 30 л.с. оказалась достаточно совершенной, но, увы, недешевой.
Уже в 1912 году Шевроле, мечтавший строить дорогие скоростные авто, поругался с Дюрантом, покинул фирму и с тех пор имя и человек зажили каждый своей жизнью.
Планы Дюранта были вполне прозаичны: на новую фирму возлагалась почетная задача пройти по стопам Форда, завалившего рынок своими дешевыми клонами модели «Т». Но толи американцы долго не выносят тесного и дешевого, толи имя накладывает на будущее марки свой отпечаток, Chevrolet то и дело выносило «в люди».
Для того чтобы новая линия доступных машин «звучала» побойчее, Дюрант сохранил звучное имя Шевроле, славившегося как бесстрашный гонщик. Сначала фирма перешла на выпуск недорогих четырехцилиндровых моделей Baby Grand и Royal Mail, а вскоре на их базе была разработана Chevrolet-490 с двигателем в 2,8 литра, трехступенчатой коробкой передач и симпатичной первоначальной ценой в $490, возведенной в имя модели. При равной доступности конкурент фордовской «жестянки» имел такие изыски, как электрические фары и стартер. С этой моделью на фирму свалился успех.
Именно Chevrolet стала плацдармом, с которого Дюрант развернул наступление на потерянную империю. Модель 490 приносила Chevrolet огромные прибыли, в то время как акционеры GM сидели без дивидендов. Был предложен обмен акций, и в 1916 году Chevrolet Motors во главе с Дюрантом оказалась хозяйкой 54,5 % акций GM. Как гласит предание, на этой бравурной ноте глава Chevrolet прямо с вещами вломился на заседание руководства General Motors и уселся в президентское кресло.
Дюрант-победитель оставил марку массам, поручив ей выпускать дешевое, народное и грузовое
На Chevrolet справились: если в 1917 году более 60 тыс. авто, то в 1931-м фирма выдала свыше 600 тыс. машин, а в 1940-м вышла на рекордный миллион. Chevrolet перешло под контроль GM и возможно зря: вскоре Дюрант снова потерял любимую империю
Путь Chevrolet был отмечен множеством технических новшеств, хотя самой сильной стороной марки все же оставалась цена. В двадцатые и тридцатые, казалось, Chevrolet обречено болтаться в тени Cadillac, Buick, Olds, но не тут-то было. В начале 50-х Харли Эрл, ведущий дизайнер GM и основатель крылатого «детройтского барокко», решил вывести под маркой Chevrolet невиданную породу американских спорткаров а-ля Европа.
Chevrolet Corvette с кузовом из стеклопластика не только стал симпатичным кукушонком в стройном ряду крылатых мастодонтов 50-х, но и, заработав грандиозный успех, превратился в стильную классику.
И во второй половине XX века Chevrolet сохранила свою универсальность. Судя по кино, если в начале 80-х, будучи в Америке, вы решили бы кого-нибудь ограбить, за вами, скорее всего, погнались бы на Chevrolet Caprice, благо эти брикеты быстро освоила полиция. И удирать бы вам пришлось, возможно, на той же Caprice, благо именно они заняли место старых Checker в качестве нью-йоркских «желтых такси». Забавно, при этом, что в 90-х Chevrolet волей-неволей оказалась почти машиной «люкс». Никто не мог предсказать, что брутальные фермерские сараи на колесах, за выпуск которых в GM было ответственно отделение Chevrolet, незаметно окажутся в моде. Так, полноприводной GMC Yukon (он же Chevrolet Suburban), родом происходивший как раз из их числа, был взят на вооружение Федеральной службой охраны Ельцина и выглядел навскидку ничуть не слабее лимузина – так велико было влияние ФСО в России девяностых.
Как вы лодку назовете, так она поплывет. Европа, скорость, амбиции, заложенные в имени Chevrolet, так или иначе прописались в истории марки несмотря на то, что с 1918 года она была отправлена на нижний этаж в иерархии брэндов GM. Возможно, без магии имени здесь не обошлось, что же до Луи, то он умер в июне 1941 года и, как рассказывают, на исходе дней был не слишком обласкан судьбой.
© Газета.RU