120 лет назад Карл Бенц получил патент, по сути превративший его в изобретателя первого авто. Подсчитано, что на эти лавры могли бы претендовать ещё четыре сотни умов.
Трудно найти авторов фиаско. Где они участники провальных проектов и несостоявшихся открытий!? Без сыщиков не поймать. Совсем другое дело - яркий чарующий успех. Словно рой пчел на него слетаются авторы, руководители проектов и случайные попутчики. Любой, кто чертил, паял, лудил нечто близкое автомобилю или хотя бы болтался рядом, усилиями летописцев-националистов превращается в гения-одиночку, забытого потомками. В этом смысле лавры Карла Бенца (Carl Benz) весьма зыбки.
Подсчитано, что на изобретение автомобиля по разным основаниям могут претендовать до четырехсот человек.
Что говорить, если даже юристы запутались: в 80-х годах XIX века не ведая о действиях друг друга два патентных поверенных выдали весьма схожие патенты и Карлу Бенцу и Готтлибу Даймлеру (ещё раньше Бенца команда Даймлера успешно поставила двигатель внутреннего сгорания на двухколесный велосипед). Эти патенты не помешали изобретателю Джорджу Селдену (George Selden) запатентовать конструкцию автомобиля в США в 1895 году и долгое время брать роялти с американских автопромышленников, хотя действующую конструкцию автомобиля Селден смог представить только в 1911 году. Но наибольшую опасность лаврам Бенца представляют собой упрямые французы. Они утверждают, что в 1884 году мсье Эдуар Деламар-Дебутевилль (Edouard Delamare-Deboutteville) построил собственный самодвижущийся экипаж, проехался на нем и получил на него патент № 160267 от 12 февраля 1884 г. Пока весь мир честно готовился к торжествам по случаю столетия автомобиля, намеченного на 1986 год, Париж организовал свое сепаратное «столетие» на два года раньше в 1984 г. Что до техники, неосчастливленной патентами, то налицо целая очередь из мастеров всех племен.
Приятно сознавать, что одну из британских энциклопедий старинных авто открывает иллюстрация экипажа Ивана Кулибина, ещё в XVIII веке предложившего решение конструкции, поразительно напоминающее авто Бенца, но, увы, без его мотора.
Причем же тогда человек с фамилией, напоминающей звук дождя, бьющего по кровле. Биография Карла Фридриха Бенца затерта до дыр.
Родился 26 ноября 1844 года в Ладенбурге. Сначала Высшая политехническая школа в Карлсруэ, затем работа фотографом, часовщиком и механиком. В 70-х гг. он взялся за разработку двигателей внутреннего сгорания, намереваясь создать собственное дело. Увы, предложенная им конструкция мотора оказалась уже запатентованной, но Бенц, славившийся своим упрямством не уступил. В 1885 г. Он, поставив двуколку на велосипедные колеса, добавил третье колесо, совместил ее с двигателем внутреннего сгорания и получил трехколесный экипаж с одноцилиндровым четырехтактным двигателем, выдававшим около 0,8 л.с. и разгонявшем машину максимум до 15 км/ч.
29 января 1886 года изобретатель получил для своего Motorwagen Германский императорский патент за номером 37435 на «экипаж с газовым мотором».
По легенде соседская лошадь впервые увидев творение Бенца на улице, в ужасе понесла (вероятно, животное инстинктивно чувствовало, что сулило его племени это чудо).
Только в 1893 году Бенц развернул серийный выпуск своего усовершенствованного экипажа, названного Victoria (теперь его двигатель развивал мощность в 3 л.с.) и долго держался проверенной конструкции с двигателем сзади. Упрямство Бенца привело к потере части рынка легковых авто. Говорят, что его сын и партнеры убеждали мастера, что необходимо переходить к симпатичной французской компоновке, позже ставшей классической - все заметнее становилось, что из-за облика «бенцев» страдает экспорт. Именно по этому пути пошел Даймлер, Бенц же оставался непоколебим. В 1899 г. Бенц перешел на Vis-a-Vis (имя отразило конструкцию - пассажиры и водитель сидели напротив друг друга), а в 1903 г. снизошел до двигателя спереди на модели на Parsifal 1903 года. Зато на рынке грузовиков Бенц снова выступил пионером, первым поставив в серию грузовики с дизельным двигателем (модель представлена в 1924 г. на автосалоне в Амстердаме). Скончался Карл Бенц 4 апреля 1929 году, а его фирма, как известно, в 1926 г. объединилась с Daimler.
Конечно, возмутительно, что Бенц не умер в нищете и забвении как положено приличному первооткрывателю, а заработал имя, деньги и степень почетного доктора от родной alma mater.
Но, если оставить это досадное недоразумение в стороне, в пользу прав Бенца говорит, то, что он был одним первых, кто сознательно шаг за шагом вызвал к жизни автопром, и его «автород» не прервался, а расцвел. С 27 лет он пытался создать и запатентовать свой движок, а к созданию первого автомобиля, он подошел с готовой фирмой, заточенной под автопром - Benz & Company Reinische Gasmotorenfabric.Что же до рождения автомобиля, то как и в случае с любым сложным изобретением - это скорее не «точка», а процесс с участием сотен авторов и скамейки «запасных игроков» - изобретателей, припасенных эволюцией на случай чего. Заболей Бенц гриппом или урони спичку в бензобак, авто бы продвинул кто-то другой. Но посчастливилось почему-то Бенцу.