В прошлом году в Москве и области своих железных коней лишились более 20 тыс. автовладельцев — 14 071 в столице и 6939 в Подмосковье. Это почти 20% от общего числа подобных преступлений по всей стране.
МАШИНЫ российского производства стараются угонять новыми, а «немцев» — сильно подержанными. Милиционеры связывают это с тем, что основной рынок легализации и продаж криминальных авто — провинция. А там спросом пользуются именно машины ценовой категории 4–8 тыс. долл. Сотрудники ГИБДД видят корень проблемы в несовершенстве законодательства. Например, взятого с поличным угонщика можно судить по двум статьям УК: 158 («Кража») и 166 («Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения»). По последней преступник чаще всего отделывается условным сроком. Однако депутат Госдумы Виктор Похмелкин усматривает в этом лукавство. «Это старая милицейская отговорка — утверждение, что угонщики не боятся наказания по 166-й статье, потому что она подразумевает несерьёзное наказание. Некоторые «специалисты» считают, что поэтому её надо убрать. Разница в том, что кража происходит с целью завладения транспортным средством с последующей перепродажей, а угон без цели хищения происходит от желания прокатиться. Но именно 166-я статья позволяет наказать преступника, пойманного за рулём авто, если он ещё не успел отъехать от места совершения угона. Его действия не подходят под определение «кража» — он же не успел завладеть машиной. Если 166-ю статью отменят, таких придётся отпускать. Моё мнение: количество угонов постоянно растёт, потому что в структуре МВД нет отдельного подразделения, ответственного за розыск угнанных машин и предотвращение новых хищений. Эти функции выполняют отделы либо ГИБДД, либо угрозыска. У нас до сих пор не существует общей для всей страны базы угнанного автотранспорта. Вот и выходит, что, пока эта область будет зоной коллективной ответственности, у семи нянек будет дитя без глаза».
Аргументы и Факты