18 марта 1929 г. марка Opel был проглочена известным монстром General Motors.
«Опель-кадет», «опель-капитан», «опель-адмирал»... Модельный ряд «опеля» 30-х напоминал сладкие грезы первогодки из прусской морской школы. После войны трофейные «опели» составляли добрую четверть всего легкового автопарка СССР и честно колымили на советских дорогах как и их бывшие седоки в погонах. На самом деле, криэйторы GM, будь у них чувство юмора, сегодня могли бы вывести на отечественный авторынок брэнд «опель-партизан». Дело в том, что «капитаны» и «адмиралы» ещё в войну «полюбились» нашим подпольщикам в их прославленных вылазках.
А все начиналось с велосипедов.
Пять братьев Опель прославились в 90-х гг прошлого века тремя сотнями побед на велогонках всех стран, добытых за педалями велосипедов фирмы Adam Opel AG. Глава семейства Опель-отец в середине XIX в. основал в Рюссельхайме фабрику швейных машин, быстро выросшую в крупное успешное предприятие, освоившее победные велосипеды.
После смерти отца братья пригласили инженера Лутцмана и в 1899 г. представили авто его конструкции с двигателем в 1,5 литра, разгонявшем чудо до 20 км/ч. В 1901 г. его сменил лицензионный французский Daracq, а в 1902 г. появилась и собственная конструкция – 12-сильный Opel-Motorwagen 10/12 PS. Вскоре фирма развивалась как приличный европейский производитель, выкатывая на рынок то хит для провинциальный врачей Опель 4/8 Doctorwagen, то супермощный гоночный 260 PS с 4-цилиндровым двигателем объемом в 12 литров. Opel поддерживал гоночную традицию, регулярно блистая на трассах.
К началу Первой Мировой Opel был производителем Германии № 1.
Поражение империи превратило следующие десять лет истории Opel в сплошную авантюру, заставившую фирму балансировать между банкротством, триумфом и плагиатом. Первой успешной моделью 20-х стал Opel 4/12, прозванный в Германии «лягушонком» то ли за единственно доступный зеленый цвет, то ли за родство с «лягушатниками» (машина была слизана с Citroen). К концу 20-х фирма выпускала под 40 тыс. авто в год и по-прежнему участвовала в гонках. На этой бравурной ноте братья Опель, возможно нутром почуяв грядущую депрессию, продали свое хозяйство GM. Opel и до того прилежно осваивал американские традиции: первыми в Германии там ввели полноценный конвейер и довольно оперативно освоили восьмицилиндровые двигатели. По соглашению новоиспеченный филиал сохранял лицо: брэнд, самостоятельность и право на оригинальные модели. Однако, когда ободренные немцы попытали счастья в сегменте «люкс» с моделью Regent, поводок из-за океана немилостиво натянули: «кадиллаку» не нужна была конкуренция.
Вскоре GM довел долю в Opel до 100%, а вот «контрольный пакет» в рейхстаге перешел к национал-социалистам.
Тридцатые стали для Opel «золотым веком». На рынок вышли Olympia 1935 года с цельнометаллическим несущим кузовом, бойкий народный Kadett, разгонявшийся до 100 км/ч, Super 7, Kapitan, Admiral. Имена отражали «триумф воли»: Олимпийский игры 1936 г. в Берлине, поголовное увлечение погонами и званиями, торжество суперчеловеков. В 1935 г. новый завод в Бранденбурге начал выпуск грузовиков Blitz, позже ставших визитной карточкой вермахта, а амбиции по части дорогого реализовались в лимузине Opel Admiral 1939 г., выпускавшемся также в версии кабриолет. Машина имела 6-цилиндровый двигатель объемом в 3,6 литра. Но наиболее ярким был Opel Kapitan 1938 г с его «американским» дизайном, повторявшем веяния легендарного Cord 1936 года, которое вскоре стало нормой для всех. «Капитан» имел 6-цилиндровый двигатель мощью в 55 л.с. Когда было решено отстреливать немецких шишек в Ровно, столице оккупированной Украины, партизаны организовали для разведчика Николая Кузнецова (обер-лейтенант Зиберт) «опель-капитан», который прятали в лесу. С тех пор немецкий эфир разрывали стоны о «русских бандитах» на «опеле», которые среди бела дня отстреливали и похищали немецких генералов, судей и просто зазевавшихся эсэсовцев, на беду отставших от стаи. А гранаты метать утонченный Зиберт предпочитал в «опель-адмирал», зная, что после из него наверняка можно будет выковырить какого-нибудь высокопоставленного жука.
GM постепенно теряла связь с Opel, а в 1942 г. и вовсе «списала» завод. Это позволило авиации союзников к 1945 г. разнести в клочья и завод в Рюссельхайме, и завод в Бранденбурге. Впрочем, легковая линия Kadett вместе с чертежами каким-то образом не только уцелела, но и попала в руки к нашим войскам.
В декабре 1946 г. производство Opel Kadett K38 под именем МЗМА, а позже «Москвич» было налажено в Москве. Малыш счастливо выпускался в СССР до 1955 г.
Что касается Рюссельхайма, то в GM тогда не знали, чем бы закрыть распухшие мощности в самих Штатах, не то что в Европе. Производство возобновили лишь в 1950 г. в виде грузовиков Blitz, а также довоенных «капитанов». Уже к концу 50-х Opel выпускал современные оригинальные седаны Opel Kapitan с 6-цилиндровым двигателем в 80 л.с. Ни о какой независимости речи уже не шло, но некое право на оригинальность «опелю» дал разрыв Европы и США по части стиля: «американки» 50-х просто не влезали на улочки старых еврогородов, как по габаритам, так и по цене. В проспектах GM тех лет Opel вместе c другой «золушкой», некогда звездным английским Vauxhall, сиротливо болтались на последней странице, уступая «шевроле» и «бьюикам» роскошью и дизайном. Впрочем, мощь GM придала Opel мировой размах: фирма осталась крупнейшим филиалом GM за пределами Штатов, объемы производства за годы выросли до более миллиона машин в год, составив около четверть германского производства, у фирмы появились новые в филиалы в ФРГ, Испании, Бельгии. «Опели» не раз признавались оптимальной машиной и любимцами покупателей, но рекорды и амбиции ушли в прошлое навсегда. Своей судьбы у Opel не осталось.