Многие считают, что менять летние шины на зимние нужно из-за разницы в рисунке протектора и возможности установить шипы на зимних покрышках. Но дело не только в этом. Материал - резина, из которого делают летние и зимние шины, рассчитан на определенные температуры окружающего воздуха. Резиновая масса летних шин при низких температурах заметно теряет свою эластичность. Это очень важный фактор, так как "задубевшие" на морозе покрышки не могут обеспечить автомобилю тот же уровень безопасности, что и летом. Их сцепление с дорогой снижено. Жесткий протектор - причина увеличения тормозного пути при экстренном торможении. Очевидно, что последствия этого могут быть плачевными.
Все типы зимних шин делятся на два класса: с европейским и скандинавским рисунками протектора. Европейский подход заключается в создании шин с развитой сетью водоотводных канавок, изготовленных из достаточно мягкой резины. Такие шины не подвергают ошиповке, они предназначены для скоростной езды по очищенным от снега автострадам с незначительным слоем грязи и снега. Словом, полностью соответствуют особенностям движения и климата стран Центральной Европы.
Покрышки, выпускаемые для скандинавских стран, совершенно иные. У них рисунок протектора с множеством небольших шашечек или ромбов с острыми гранями и широкими водоотводными канавками. Это сделано для того, чтобы протектор легко продавливал верхнюю прочную корку льда или снежного наста и хорошо очищался от снега и грязи. Материал скандинавских зимних шин тверже и более морозостоек. Подавляющее большинство подобных шин шипуют, поэтому многие фирмы снабжают свои зимние шины специальными посадочными гнездами.
Выбирая тип зимних шин, нужно решить для себя, где вы будете на них ездить. Если, в основном, вам предстоит наматывать километры по московским улицам (их все-таки регулярно чистят), остановите свой выбор на европейских зимних шинах. Их преимущества: меньшая масса, лучшие сцепные свойства на асфальте, они мягче. Если ваши маршруты постоянно будут пролегать по заснеженным дорогам, вам лучше подойдут шины скандинавского типа, отличающиеся повышенной проходимостью. Их недостатки: выше масса, жесткость. Однако, если вы закрепите на них шипы, никакой гололед не будет вам страшен.
О маркировке шин. Часто на боковине шины можно заметить буквы - "M+S". Таким образом производитель дает понять покупателю, что эта шина предназначена для движения по снегу и грязи (M - Mud - грязь, англ., S - Snow -снег, англ.). Зимние покрышки нередко выделяют, помещая на боковине надписи: "Winter" - зима, англ., или WT-14, Nord Frost - зимние, шипованные.
За последнее время отечественные заводы, включая опытный завод НИИШП, выпустили на рынок новое поколение зимних шин для российских и зарубежных автомобилей, по качеству вплотную приближающихся к импортным аналогам, но значительно дешевле их.