Органы управления автомобиля

После получения прав, перед тем, как активно ездить самостоятельно, или в начальный период, необходимо поближе познакомиться со своим автомобилем. В первую очередь понять, что он может и что нет, с тем чтобы во время движения принимать правильные решения. Если Вы человек, далекий от техники, уделите все же некоторое время тому, чтобы получить хотя бы общее представление об автомобиле и о том, какие силы действуют на него во время движения. Например, надо бы представлять, что такое крутящий момент, что такое обороты двигателя, для чего нужна коробка передач, как распределяется нагрузка по осям и колесам автомобиля в различных режимах движения , какие силы действуют на а/м в повороте, почему происходит занос и снос, что такое блокировка и буксование колес и чем они вызываются , и так далее (для этого совсем не обязательно знать физику, достаточно будет, если кто-нибудь вам сможет это объяснить, пусть упрощенно).

Для практических упражнений лучше всего, если найдется большая площадка, где можно спокойно поездить, никому не мешая. Если такой нет, потренируйтесь на пустой дороге, при условии, что нет другого транспорта.

Обратите внимание на следующее в поведении своего автомобиля:
Тормозная динамика

Попробуйте торможение различными способами. Например:

Последнее нужно для того, чтобы вы представляли себе, что получится, если тормоза откажут (причем реально у вас скорее всего один контур останется рабочим). Нередко при отказе рабочей тормозной системы водитель приходит в состояние полной растерянности и не пытается тормозить другими способами.

Проанализируйте результаты. Знать и оценивать тормозной путь своей машины необходимо для принятия правильного решения в экстренной ситуации.

Разгонная динамика

Умение правильно разгоняться не менее важно, чем умение правильно тормозить, поворачивать, маневрировать и т.д. Во многих случаях именно уход от аварии при помощи интенсивного разгона является предпочтительнее торможения.

Пробуйте разгоняться разными способами, чтобы понять (и почувствовать) какой наиболее эффективный. Для этих целей неплохо иметь тахометр.

И делать это придется не на площадке, а на дороге (на которой никого нет).

Для эффективности разгона большое значение имеет техника переключения передач - но об этом ниже.

Конечно, многое из вышеперечисленного имеет скорее экспериментальный характер. Например, разгон с неполным сбросом газа в момент выжимания сцепления будет в общем более эффективным. Однако такой способ чреват либо быстрым износом сцепления, либо большими нагрузкам на трансмиссию (в зависимости от того, как вы будете отпускать сцепление). Безусловно, для нормальной езды он непригоден. Но уметь это делать надо на случай, опять же, экстремальной ситуации.

Работа органами управления автомобиля должна быть доведена до автоматизма, с тем чтобы на дороге это не отвлекало вас от вождения.

Здесь можно остановится на следующем:

Руление

Очень часто у начинающего водителя "путаются руки" и делается много лишних движений при рулении. Со временем, конечно, придет какой-то опыт, но можно потренироваться и заранее.

Для этого вывесите переднюю ось автомобиля (можно просто двумя домкратами) и крутите по 10 циклов (один цикл - это поворот руля из крайнего левого положения в крайнее правое и обратно). Руление должно осуществляться обязательно с перехватом . При этом можно засечь время, посмотрите каким способом быстрее всего получается. Обязательно отработайте руление одной рукой с перехватом внизу (лучше через тыльную сторону ладони).

Также важно положении рук на руле. Руки должны находится в положении 10 и 2 часа. Если руль маленький (спортивный вариант так сказать) - на 9 и 3 часах.

Сцепление и коробка передач

Как правило у начинающего водителя на уровне автоматизма находится лишь переключение передач в простой восходящей последовательности - 1-2-3-4-5.

Поупражняйтесь в переключении передач в любой последовательности, во-первых, вниз 5-4-3-2-1, а также с пропуском 1-3, 2-4, 2-5, 5-3 и так далее. Никаких ошибок при этом быть не должно, (т.е. вместо первой третья, или вместо третьей - пятая).

Передачи надо переключать максимально быстро, во первых, чтобы не терять обороты при разгоне, во вторых, чтобы правая рука быстро возвращалась на руль (это важно при маневрировании с одновременным переключением передач, объезде неожиданного препятствия и т.д. Также при движении на скользкой дороге - здесь время разъединения двигателя от трансмиссии должно быть минимальным).

Для движения в условиях города может быть полезно следующее. Всем известно, что высшие передачи легко выключаются без выжимания сцепления. Точно также не выжимая сцепления можно выключать и 1 и 2 передачи, дождавшись соответствующего момента. Его просто надо почувствовать. Медленно двигаясь на 1 или 2 передаче, несильно нажимайте на рычаг переключения передач в сторону нейтрального положения. По достижении определенных оборотов он перейдет в нейтральное положение без особых усилий с вашей стороны. В принципе , отработав этот прием, вы можете использовать его при движении в пробках - по крайней мере вы сократите число движений левой ноги вдвое, и не так утомитесь : )). При желании можно научиться и включать передачи, не выжимая сцепления - но практического значения это не имеет (только если отказало сцепление).

На большинстве отечественных автомобилей и на некоторых иномарках тоже первую передачу даже на небольшом ходу включить трудно. Для этого используйте "перегазовку". Этот прием также очень полезен при переключении вниз во время торможении двигателем , в первую очередь для снижения нагрузок на трансмиссию, а также и для облегчения включения передач. А на скользкой дороге - для исключения блокировки ведущих колес при экстренном торможении двигателем. Собственно говоря, это просто дополнительная синхронизация для коробки передач.

Прием заключается в следующем:

  1. Выжимаем сцепление, выключаем передачу.
  2. Отпускаем сцепление (можно не до конца) и на нейтральной передаче нажимаем на газ.
  3. Выжимаем сцепление и включаем нужную передачу.

Количество газа определяется тем, насколько большая синхронизация требуется (скажем при переключении с 3 на 2 меньше, с 4 на 2 - больше).

Выполняться этот прием должен также максимально быстро и для этого придется потренироваться, так как движений здесь уже больше, чем при обычном переключении. Пользуясь перегазовкой и включая, например, на скорости 80-90 км/час вторую передачу (в случае критической ситуации), вы исключите разрушающие нагрузки на коробку передач.

Прочее

Научитесь трогаться не только с первой, но и со второй, и с третьей передачи. Также трогаться в горку, не используя ручного тормоза. Отработайте движение задним ходом, чтобы понять разницу в траектории движения автомобиля при движении передом и задом. Попробуйте маневрирование с заторможенными колесами - это чтобы понять, насколько менее управляем становится автомобиль в процессе торможения. А также резкое торможение в повороте. Правда, если площадка мала для таких упражнений, то лучше не экспериментировать во избежание неприятных ситуаций.

Необходимо уделить время тренировке чувства габаритов автомобиля. Во-первых сразу подавите в себе желание вытягивать шею и пытаться рассмотреть, где кончается свой капот и начинается чужой багажник. Все равно вы ничего не увидите, а габариты нужно чувствовать, а не видеть. Для облегчения учения (чтобы лишний раз двери не царапать и бамперы не ломать), найдите несколько легких стоек (можно самому из чего-нибудь сделать) и упражняйтесь на площадке. Много места для этого не надо. Отрабатывать следующее - центр переднего и заднего бампера, правый и левый борт, и четыре угловые точки. Оптимальным должно быть легкое касание стойки, но без ее опрокидывания.

Евгения Пашкевич