Renault Clio против Fiat Punto

Renault ClioВ попытке протестировать одновременно и новый Clio, и Grand Punto Пол Хоррел говорит словами Фила Коллинза: “Hello, I Must Be Going”, и сначала летит на частном самолете на Сардинию, а потом в Турин.

О Боже, он едет за мной! Размахивает светоотражающим “чупа-чупсом”, требует встать на обочине. И скоро выясняется, что это настоящий дорожный полицейский. Вечный итальянский подвох! Куда бы вы ни ехали, полиции полно, но пока вас не остановят, вы не узнаете, дорожная она или нет. Всегда безукоризненный мундир и темные очки, но гербы и нашивки слишком маленькие, чтобы понять, кто это: carabineri, guardia di finanza или все-таки polizia stradale?

Я опускаю стекло. Он не говорит по-английски – уже хорошо. У меня нет гида-итальянца, а значит, он не сможет изложить права и обязанности на понятном мне языке. Я с готовностью помахиваю перед ним документами. Он вздыхает и, отпуская меня, машет рукой: “Piano, piano” – езжайте потише.

Скорее всего, я ехал под горку, иначе не смог бы превысить скорость. На этом Clio стоит 16-клапанный "1.4" мощностью 98 л.с., и я всегда считал, что маломерки с таким зарядом должны бегать неплохо. Но дудки! В Renault совершенно правы те, кто заявляет, что новый Clio не просто вырос, но и повзрослел - стал более крепким, крупным и качественным. Но зато появились проблемы с весом. Прибавка в 133 кг по сравнению с прежней версией и большая экономичность сказались на динамике. Кроме того, предоставленная мне машина прошла всего 650 км, и двигатель, кажется, еще не притерся. Реакция на газ какая-то вязкая: мотор не хочет набирать обороты. Впрочем, если все время выкручивать его до красной зоны, новый Clio едет довольно прилично. Ладно, будем надеяться, что со временем он станет лучше и переплюнет по динамике Punto 1.4 с его “восьмиклапанником”.

Если быть точным, Clio чуть короче, чем новый Punto: Renault меньше четырех метров в длину, а Fiat - больше. Но колесная база у Clio больше. Оба производителя объявили свои новинки “лучшим выбором в своем классе”. Давайте великодушно простим их, ведь машины разрабатывались одновременно, и у них не было возможности сличить данные с конкурентом. Ладно, хоть у Clio и не так много места для ног, как у Punto, по всем остальным габаритам он на высоте.

Салон Renault ClioКак и обещал производитель, технического совершенства здесь добавилось. Он едет и звучит, как взрослый автомобиль. Почти как Golf. Качество салона для маленькой (или уже не маленькой?) машины отличное. Глазам и пальцам пришлись по вкусу крепкие, хорошо организованные кнопки и рычажки, модная отделка. Управление микроклиматом и коренастые подрулевые переключатели взяты с Megane. В средних и дорогих комплектациях на переднюю панель наклеены мягкие молдинги. И салон тихий. Есть все черты взрослой машины: поворотные фары, дюжина подушек безопасности и встроенные детские сиденья сзади. А вот с передними сиденьями для взрослых – проблемы. Да, в поворотах они держат хорошо, но на прямой их профиль заставлял меня извиваться от дискомфорта.

К счастью, большинство дорог на Сардинии извилисты, и мне было уже не до этого. Главное, вжиться в образ водителя маленькой машинки. То есть всегда быть готовым переключиться вниз и не упустить возможность обойти большой пыльный грузовик. И иметь терпение, потому что возможности можно ждать очень долго. Для обгона вам нужны: хорошо продуманный план, немного наглости и попутный ветер удачи. И никакой жалости к движку и слегка разболтанной коробке Clio!

Он не прочь прописать пару поворотов. Для малька он отлично держит дорогу и не очень кренится. Он поощряет ваши вольности и ведет себя прекрасно даже на сбросе газа в середине поворота. Ухабы во время движения по дуге ему тоже нипочем.

Чтобы проверить способности шасси, я беру самую мощную машину - 1,5-литровый дизель с 106 л.с. и 240 Нм. Это одна из трех версий одного и того же дизеля, есть еще 68 и 86 л.с. На низких оборотах есть небольшой провал мощности, но потом она весело прирастает от 2000 до 4500 оборотов. За такой широкий диапазон благодарите турбину с поворотными лопатками. Если прибавить громкость магнитолы, то трескотня дизеля будет не так раздражать, хотя удовольствие все равно не сравнится с прослушиванием MP3 в любимом кресле.

В этой машине есть какая-то инертность. Она едет и держит дорогу довольно прилично, но у водителя не возникает ощущения причастности к этому процессу. Та же история с более легкой версией 1,4. Но по сути критиковать Renault не за что: он кажется хорошо сконструированным автомобилем с полным набором потребительских свойств. Раздражают разве что вибрации на мелких волнообразных неровностях. Большинство покупателей будут в восторге от такого взрослого, безопасного и твердо стоящего на колесах автомобиля. Но мне этого недостаточно. Я думаю, дело в руле. У него отвратительно ложное реактивное усилие. Он крутится, будто в банке с сиропом. Плавно, конечно, но к управлению машиной никакого отношения не имеет.

Поэтому интересно, что получится, когда с этой машиной повозятся чародеи из Renaultsport. К концу следующего года они обещали ни много, ни мало 200 л.с.! Нынешний “горячий” Clio 182 - шумный шалопай, но в нем дорогу чувствуешь идеально. Если новый хот-хэтч окажется таким же информативным, он будет страшен. Но если, как и во всем модельном ряду Renault, мощность будет убавлена в угоду солидности, кое-кто потребует вернуть старую версию.

Мощный двигатель Renaultsport 2.0 будет не единственным. Совершенно новый двухлитровый агрегат Nissan-Renault мощностью 140 л.с. еще раз подтвердит, что Clio – это маленькая машинка, которая хочет стать большой. Шестиступенчатая коробка, да и вся платформа тоже сделаны вместе с Nissan. На той же "тележке" сначала построили Micra, а потом и Modus. Но, конечно, Renault растянул базу по своему вкусу (Clio на 30 см длиннее, чем Micra) и самостоятельно нарисовал дизайн.

Вот о дизайне я не знаю, что сказать. Renault хотел вместо прежней колыбельки сделать что-то агрессивно-напряженное? Большинство автопроизводителей сейчас склонны к наворотам. Но, посмотрев на прекрасно скроенный, простой, как наконечник стрелы, новый Punto, я теперь не уверен, что усложнение формы работает на маленьких машинах. Они должны быть нахальными и при этом простыми. Может быть, поэтому меня и заарканил тот полицейский. Он прикидывал, имеет ли право эта безвкусица раскатывать по его дороге.

ХАРАКТЕРИСТИКИ RENAULT CLIO 1,4 16v Dinamique Цена в Германии: ок. $17 000 Двигатель: 1390 см3, 16-клап., 4-цил., 98 л.с., 137 Нм, 6,6 л/100 км Трансмиссия: 5-ступ. “механика” Динамика: 0-100 км/ч - 11,3 с, макс. скорость - 183 км/ч

FIAT PUNTO

Fiat PuntoЕсть одно золотое правило при покупке Fiat Punto - берите самый дешевый. Базовая модель всегда была лучшей и могла похвастаться самым высоким качеством езды. В своем ценовом сегменте она доставляла конкурентам массу неприятностей. Заберетесь слишком высоко по списку опций – нарветесь на худший баланс цены и качества, суетливое поведение на дороге, низкую перепродажную стоимость. И появится ощущение, что глупо потратили деньги. Fiat умеет делать только дешевые машины. Он никогда не мог начинить своих малышей так, как Renault смог нафаршировать Clio.

Это заставляет меня беспокоиться за новый Punto. В производственной программе он теперь называется Grande Punto, хотя на шильдике слова “Grande” нет. Большой Punto? Или даже Великий? В Турине считают, что это шаг вверх. Punto стал больше: на Fiat теперь хотят видеть в нем конкурента автомобилям a la Focus. А еще они хотят, чтобы люди покупали версии подороже. Если этот план сработает, он принесет большие деньги обложенному со всех сторон Fiat. Но пока шансов мало. Не потому, что Fiat не смог сделать хорошего дорогого Punto, нет – просто в формате Focus у Fiat ничего приличного до сих пор не было. Stilo, особенно пятидверный, никто не воспринимает всерьез.

Поэтому, чтобы дать Punto больше шансов, я взял дешевый вариант. Правда, не совсем базовую модель, потому что у той всего 65 л.с., которые никакого впечатления не произведут. Следующим мотором оказался 1,4 8v. Он выдает 77 л.с., и, как ни странно, это сейчас самый мощный бензиновый Punto. Хотя скоро поспеет и 16-клапанный 1,4-литровый мощностью 95 л.с., потом турбированный 1,4-литровый и, наконец, 1,6, отчаянно наддутый до180 л.с. Кроме двигателя удалось сэкономить на шинах – они здесь самые маленькие, а еще цену скостил "второй снизу" уровень отделки.

По общему признанию, это красивый супермини. Самый красивый во всем супермалолитражном королевстве. Преимущество он получил из-за того, что ему не нужно быть высоким. Ведь если вам понадобится микроминивэн, дилеры Fiat подсунут вам Idea. А самая лучшая часть Punto – фас. Все остальные мучаются с требованиями к безопасности пешеходов и страдают неказистыми носами, а дизайнеры Fiat схитрили и взяли переднюю часть у тех, кто собаку съел на почве длинных носов, - у разработчиков “фиатовских” спорткаров. Вот откуда легкое сходство с Maserati Coupe, разработанным все той же студией Guigiaro. Остальные части Grande Punto модные, складные и ладные. Предыдущий был крошечным, а этот такой основательный...

Салон создан собственной дизайн-студией Fiat. Он был закончен, когда боссом стал Фрэнк Стефенсон из Ferrari. Внутри очень мило: простая компоновка, современный, но сдержанный плавный рельеф. Однако никакой сдержанности в красках, как видно по оранжевой обивке и еще более оранжевой облицовке передней панели. Не хотите мириться с такой яркостью? Здесь много цветовых схем. И краску передней панели очень легко поцарапать, если вы носите на пальцах камушки. Нужно заметить, что вся передняя панель отделана твердыми материалами, а в Clio, напротив, много мягких покрытий.

Но люди покупают супермини ради стиля. Неправда, что они тщательно штудируют буклеты о литрах и километрах, пространстве для ног и рейтингах EuroNCAP. Поэтому Punto, если вам тоже нравится его облик, взял хороший старт. К тому же он вполне экономичен, в салоне очень свободно, у него пять звезд за безопасность пассажиров и три – за безопасность пешеходов (больше не бывает).

Punto – дитя неудавшегося брака. Платформа разработана совместно Fiat и GM. А через год ее подкатят под новый Corsa, несмотря на то, что альянс уже развалился. Подвеска придумана еще для предыдущей модели и вообще стандартна в этом классе: спереди - стойки MacPherson, сзади - торсионная балка.

Что ж, поедем и посмотрим. “Фиатовский” двигатель FIRE завелся охотно. Стоило чуть нажать на педаль, как он напряг мышцы. В городе езда получилась немного дерганой, но на трассе такая отзывчивость придала автомобилю живости. Если честно, то вообще-то Punto довольно медлителен. Не так давно объема в 1,4 л супермини хватало за глаза, но новый Punto (а Clio – тем более) так тяжел, что для нормального обгона мощности вам нужно побольше. Однако двигатель Fiat резво набирает обороты, так что не снимайте ногу с газа и переключайтесь на повышенную как можно позже. Езда получится что надо! Хотя смена передач не всегда проходит гладко: иногда коробка заедает.

Салон Fiat PuntoПриятный руль и тормоза, хорошее сцепление в поворотах, так что потренируйтесь влетать в них на полном газу, доверяя всю работу покрышкам. Высокий профиль шин сказывается, когда машина немного дергается и не сразу меняет направление, но в общем это достойный начальный уровень хулиганства.

На автостраде Punto уравновешен, маленький моторчик крутится живо, свистит ветер, но никакого треска. Комфорт при быстрой езде не так уж плох, но в городе у "гранда" вдруг проявляются черты старой машины - возникает стук на острых неровностях, который сильно отдается в салоне.

Итак, он большой, красивый, хорошо поворачивает, не слишком быстрый, но озорной. Переключения могли быть и лучше, и передняя панель смотрится не ахти. Может, в ней и вправду легко разобраться, но мне по причине отсутствия времени сделать это не удалось. Punto отобрали, а журналистов заперли в комнате и задвинули им речь о возрождении компании. Мне кажется, что вместо доводки машины эти итальянцы оттачивают свою дикцию.

Потом времени хватило только на знакомство с топовой версией – турбодизелем "1-и-9" на огромных 17-дюймовых колесах. 130 л.с. и турбина с изменяемой геометрией по прозвищу “двойной кофеин”. Что еще? Ага, большие пухлые сиденья и новая шестиступенчатая коробка. Вот и проверим, верна ли моя теория дешевого Punto. Небось, с таким-то моментом машина будет безнадежно вихлять по дороге?

Но нет! Очень здорово едет. Мощность управляема, и даже 281 Нм вполне грациозны. Салон в спортивном стиле выглядит прекрасно. Езда, конечно, жестче, но отточена лучше. Когда мне пришлось промчаться по крутой развязке в виде листа клевера на скорости заведомо большей, чем безопасная, я справился и даже получил удовольствие.

Слава Богу! Значит, от нового Punto начат новый отсчет!

ХАРАКТЕРИСТИКИ FIAT PUNTO 1,4 8v Цена в Германии: ок. $17 500 Двигатель: 1368 см3, 8-клап., 4-цил., 77 л.с., 115 Нм, 6,07 л/100 км Трансмиссия: 5-ступ. “механика” Динамика: 0-100 км/ч - 13,2 с, макс. скорость - 166 км/ч

© TopGear