От продолжительности прогрева двигателя, оптимального теплового состояния и стабильности температурного режима в работе зависят надежность, топливная экономичность и токсичность отработавших газов. Большая часть автомобильных двигателей оснащена жидкой системой охлаждения. Именно она обеспечивает и отопление кабины. Эта система становится причиной 25-30% неисправностей двигателя, а последствия могут выльется в дорогостоящий
ремонт камаз. Для улучшения пусковых характеристик двигателя используется предварительный подогрев системы смазки и охлаждающей жидкости.
На сегодняшний день встречаются жидкостные системы охлаждения двигателя двух видов: закрытая и открытая. Современные моторы выпускаются с закрытой системой принудительной циркуляции жидкости для охлаждения, которая обеспечивается центробежным насосом. Система открытого типа постепенно выходит из употребления и рассчитана на использование воды в качестве охлаждающей жидкости.
В некоторых двигателях жидкость поступает сразу в головку цилиндров для улучшения охлаждения стенок камеры сгорания и клапанов. Цилиндры охлаждаются благодаря термосифонной циркуляции жидкости. Как правило, жидкость от насоса через отверстие в прокладке поступает в переднюю часть блока цилиндров. Недостатком такой системы является то, что последний цилиндр и задняя часть головки цилиндров имеют повышенную температуру. Именно из-за этого в последнем цилиндре возникают различные неполадки сгорания (калильное зажигание, детонация, грохот). Именно поэтому зачастую датчик детонации устанавливается в той зоне блока цилиндров. Иногда устанавливают более холодные свечи в последние цилиндры, для того, чтобы предотвратить калильное зажигание при заправке или перегреве двигателя.
Иногда, достичь более равномерного охлаждения можно за счет проходных сечений прокладки головки цилиндров - увеличения в задней части и уменьшения в передней части блока. В многорядных двигателях перегрев блока может происходить из-за неравномерной подачи жидкости, что может происходить при разном расположении выходных окон в насосе. Появление характерных пузырьков пара на охлаждаемой поверхности свидетельствует о начале перегрева, а после начинает образовываться паровая пробка. Это может привести к образованию бочкообразности цилиндра, сгоранию свечи зажигания, задиру поршня и возникновению многих неисправностей.