"Чип-тюнинг"

В очередной раз попытаемся обратить ваше внимание на существование различных подходов к одному и тому же явлению, будь то чип-тюнинг, подбор подвески или выбор летней резины.
Вы можете побывать в различных мастерских, разнообразных магазинах, послушать массу людей, подкованных в интересующем вопросе.
Но принимать решение вам, а для этого стоит четко определиться, к числу каких людей вы относитесь, что в итоге хотите получить, какими средствами и какой же из вариантов вам ближе.

Наконец-то пришло долгожданное лето, во всяком случае очень хочется думать, что оно действительно почтило нас своим теплым, шелестяще-зеленым присутствием и до назначенного ему срока уходить обратно не собирается. Люди с радостью подставляют лица под солнечные лучи, наряжаются в легкие светлые одежды, словом, перестраиваются на новый летний лад. Но нам навстречу попадается человек, явно не вписывающийся в общий контекст ни своей шерстяной кофтой, ни тяжелыми демисезонными ботинками, обливающийся потом и определенно плохо себя чувствующий в связи с неверным подбором гардероба. Мы удивленно отметим его корявую неадекватность и невольно задумаемся над причиной этой нелепости. Либо несчастному врут глаза и уши, что менее вероятно, либо единственной причиной окажется неверная работа его головы, точнее мозга. Именно он дает сбой в процессе подбора соответствующей погодным условиям одежды. В эти рассуждения мы углубились с одной только целью — рассмотреть аналогичную ситуацию, зачастую происходящую с нашими любимыми автомобилями. Как известно, у автомобилей вопрос неверной мотивации того или иного действия возникает даже чаще, чем у их владельцев. Мы говорим о системе электронного управления впрыском, то есть о блоке управления инжектором.
Откуда он вообще взялся и кому такой нужен? Когда-то давно наши уже немолодые отцы или еще молодые деды крутили баранки автомобилей, которым неведомы были вышеупомянутые иностранные слова, и все функции управления мотором нес на себе водитель, регулируя, помимо подачи топлива, еще и подачу воздуха, а заодно и угол опережения зажигания с помощью нехитрых рычажочков на руле. Огромное облегчение наши старшие получили с появлением более продвинутых версий карбюраторов и внедрением центробежного механизма Уатта в трамблеры. И тогда они смогли расслабиться и просто давить на педаль. Но их радость была бы неполной без... электронной системы управления двигателем (ЭСУД).
Для справки скажем, что состоит она из контроллера — это мозговой центр; исполнительных механизмов, таких как электробензонасос, регулятор давления топлива, модуль зажигания, регулятор холостого хода, форсунки, электровентилятор, свечи зажигания, и многочисленных датчиков. Например, датчик положения дроссельной заслонки, датчик детонации, датчик положения коленвала, датчик массового расхода воздуха, датчик скорости, датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик кислорода и т.п., частично этот ряд зависит от модификации мотора.
Не будем забывать о контроллере, он же — блок управления. Получая сигналы от своих многочисленных органов чувств, перечисленных выше, он дает соответствующие команды на исполнение, руководствуясь при этом записанной в ПЗУ программой и калибровками. Именно до них и дотянулись руки автомобильных кудесников в желании достичь большего, выжать максимум из имеющегося. «Настройка чипа» (он же — чип-тюнинг) подразумевает под собой, как правило, корректировку калибровок программы в своих интересах.
Попробуем понять, в каких именно. Ну, например, вы — горный житель. Чем выше над уровнем моря, тем меньше плотность воздуха. Соответственно, забираемый двигателем воздух имеет меньшую массу, чем на равнине. Если это не учитывать в расчетах, то смесь будет переобогащаться, что чревато проблемами с пуском двигателя, ездовыми качествами автомобиля и, следовательно, увеличением расхода. Или вы боретесь за экологию любыми средствами, лично для вас можно попытаться понизить токсичность выхлопа в ущерб, конечно, динамическим показателям. Купили машину в Арабских Эмиратах, а живете в Сибири — контроллер настроят на правильную работу в соответствии с климатическими условиями. Но это как выяснилось — не главное.
Основная цель большинства продвинутых автовладельцев — это улучшение мощностных показателей двигателя. Предположим, хозяин устанавливает распредвалы с измененной высотой подъема клапана и, естественно, не сможет обойтись без программы. А до кучи навешивает всяких фильтров, глушителей, дросселей с увеличенным диаметром, главную пару в коробку передач и т.п., словом, стандартный джентльменский набор. При этом необходимо учесть в программе любые изменения, затрагивающие работу системы впрыска и смежных с ней, допустимч, системы газораспределения. Выбор: готовая программа (Plug and Play — к примеру, под конкретные распредвалы) или написание программы индивидуальной. Почему вообще человек должен задуматься? Просто потому, что при некорректных калибровках, в которых где-то есть ошибка или неточность, нас ждут печальные последствия в виде повышенного расхода, тяжелого холодного пуска, тупизны машины, провалов в каких-то диапазонах оборотов и главное — ДЕТОНАЦИИ.
Это страшное слово для любого моториста, это коварный пожиратель ресурса, это кариес для мотора. Конечно же, установщик скажет, что все давно проверено и куча народа на этой программе уже носится с визгами радости по вашему родному городу, просто вы их не замечаете в силу того, что их скорость превышает порог восприятия глаза. Возможно. Наверное, подойдет. Да и стоит недорого. Дальше самое интересное. Не в том дело, что программа эта изначально писалась на машине с другим прямоточным глушителем и фильтром поролоновым, а не марлевым (воспринимать иносказательно — как сравнение), а возможно, и без машины вовсе, просто дома или в офисе, а в том, что двух одинаковых машин не бывает, особенно отечественных. Вот несколько примеров: во-первых, производственный брак, но это «лечится». Погрешность или плохая работа датчиков от расходомера и l-зонда до датчика положения дросселя и в придачу температурных. Залипание или неполный ход дросселя. Форсунка, льющая не в нужную точку, а куда-то вкось или плохо открывающаяся. Неодинаковая работа свечей и в конце концов состояние мотора, грязь на клапанах, из-за которых парочка из них плохо закрываются. Это, понятно, «не лечится» программированием! Но ставит перед выбором: первый вариант — все некачественные детали заменить, перебрать мотор и оставить в покое контроллер, выкинув из головы ненужный чип-тюнинг. Либо второй вариант — выяснив путем предметной диагностики существующие дефекты и все же устанавливая облюбованные распредвалы, так заманчиво блестящие на витрине, помнить и, по возможности, анализируя программу, учитывать в новых калибровках слабые места в характеристиках двигателя. В этом случае готовая программа даст эффект с вероятностью 50%. Лотерея. Зависит от того, где купить и кто ее писал. Не скачана ли она в разделе обновлений на сайте безумного рейсера, у которого родители машину отобрали еще на прошлое Рождество. Это все равно, что пошить костюм по телефону, не видя клиента и не снимая мерок. Не получится. Если это не деревянный макинтош. Но вернемся к первому варианту. Немало людей, решивших пойти на настройку чипа, выслушав специалистов и пройдя диагностику, просто едут менять некачественные или изношенные детали и получают удовольствие от того, как по-новому заработало сердце их железного коня. Это мы говорим только о тех, кто не собирался менять комплектацию двигателя и ставить не заводские, предписанные детали. Для остальных более серьезно настроенных на переделки мотора людей работает вариант два, поскольку он неизбежен. Не будем углубляться в примеры переделок системы питания и установки нагнетателей на ВАЗовский мотор, об этом поведают люди, собственноручно реализующие это на деле.