В современных автомобилях почти всеми параметрами работы двигателя управляет электронный блок (ЭБУ), содержащий в себе программу и набор калибровок (таблиц и коэффициентов) для разных условий работы. Перед разработчиками этих систем всегда стояла сложная задача, так как требовалось удовлетворить весьма противоречивые требования. С одной стороны, автомобиль должен быть мощным и динамичным, а с другой стороны - потреблять не очень много топлива и "вписываться" в экологические нормы. Однако, чудес, как известно, не бывает, и улучшение одних показателей влечет ухудшение других. В результате этого, серийные системы удовлетворяют только "среднего" потребителя и содержат в себе определенный резерв для улучшения каких-либо показателей.
Цель чип-тюнинга - оптимизировать программу управления для достижения определенных целей, как правило это увеличение мощности и крутящего момента. Прирост мощности может достигать 5-10%, что на первый взгляд, не очень много, но ведь кроме этого за счет чип-тюнинга мы получаем хорошую эластичность двигателя, более равномерный крутящий момент и отсутствие "провалов".
Наша действительность или "еще один аргумент ЗА".
К великому сожалению, отечественный автопром выпускает в серию программы управления, содержащие ошибки или явные просчеты в калибровках. Очень многие жалуются, например, на плохой холодный пуск 16-клапанных моторов ВАЗ, на неустойчивую работу двигателя при прогреве, на завышенную температуру включения вентилятора охлаждения двигателя и другие "неприятности", которые определяются именно калибровками программы управления. Все эти проблемы легко исправляются при чип-тюнинге.
Для тюнингового автомобиля.
Любые изменения в конструкции двигателя, направленные на улучшение динамических качеств автомобиля, требуют обязательной коррекции программы управления. В случаях глубокого тюнинга вам даже не удасться запустить двигатель без проведения чип-тюнинга.
В принципе, все это давно известно тем, кто самостоятельно занимается доводкой своего двигателя, поэтому, я остановлюсь на другом важном моменте.
В последнее время, в интернете можно встретить довольно много различных бесплатно распространяемых прошивок. У многих тюнеров появляется естественное желание самостоятельно перепрограммировать контроллер, сэкономив при этом небольшую сумму денег. Хочу сразу предостеречь вас от подобного подхода.
Все дело в том, что замена прошивки в контроллере автомобиля хоть и выглядит похожей на перепрошивку BIOS вашей MotherBoard, но на деле кардинально от нее отличается. Самое главное отличие в том, что программа управления в автомобиле работает в самой тесной взаимосвязи с набором датчиков, исполнительных механизмов и механикой двигателя. Не имея определенного опыта в диагностке системы впрыска бессмысленно затевать чип-тюнинг. Правило номер один для чип-тюнинга звучит так: НЕЛЬЗЯ тюнить неисправную машину. Замена программы на неисправном автомобиле в лучшем случае приведет к ухудшению ездовых качеств автомобиля, а в худшем случае, может привести к печальным последствиям вроде прогара клапанов. Замечу также, что под словом "диагностика" многие неправильно понимают банальное считывание кодов ошибок сканером. Все гораздо сложнее. 90% неисправностей носят либо механический, либо скрытый характер и не вызывают занесения в память ЭБУ каких-либо кодов ошибок.
Исходя из этого, рекомендую обращаться за помощью только к квалифицированным специалистам, располагающим необходимым набором оборудования и программного обеспечения.
Кроме того, если двигатель вашего автомобиля подвергся серьезным изменениям, то следут обратить внимание на правило номер два: НЕ СУЩЕСТВУЕТ в природе двух одинаковых моторов. По этой причине, программу управления нужно писать под ваш конкретный экземпляр двигателя. И стоит это гораздо дороже обычного чип-тюнинга, когда в контроллер зашивают некий "усредненный" вариант. Такой подход возможен лишь для серийных двигателей и для двигателей невысокого уровня подготовки.
Резюмируя вышесказанное, советую очень серьезно подойти к выбору специалистов по чип-тюнингу. Ведь вы же не купите первые попавшиеся поршневые кольца неизвестного производителя, а выберите что-нибудь фирменное, недешевое? Точно также отнеситесь и к чип-тюнингу, постарайтесь узнать, имеет ли ваш мастер фирменное лицензионное ПО для чип-тюнинга, а это продукты компании SMS-Software (ну нет в России других производителей качественного ПО:), спросите, слышал ли ваш мастер что-нибудь о Chip Tuning Team (есть такая ассоциация чип-тюнеров со всей России, будет весьма хорошо, если ваш мастер входит в члены этой организации). Если ваш мастер на оба вопроса ответит "да", то можете доверять ему. Можете показать свою осведомленность, задав ему примерно такой вопрос "А есть ли у вас J5 On-Line Tuner"? Если этот самый "J5 он-лайн тюнер" имеется, то вам повезло, так как у вашего мастера есть уникальная возможность откалибровать ваш автомобиль прямо в движении в реальном времени.
Удачных вам прошивок!