18 августа 2006 15:39
Государственная инспекция безопасности дорожного движения с 2007 года вводит в правах новые подкатегории.
Привычные россиянам розоватые "корочки" водительских прав в скором будущем потерпят существенные изменения. И дело здесь не только в дизайне – движимая желанием сделать все, "как на Западе", Государственная инспекция безопасности дорожного движения с 2007 года вводит в правах новые подкатегории. О том, что "права будут менять", слухи ходят уже давно. Управлять автомобилем с автоматической или механической коробкой передач – как говорится, "две большие разницы". Совершенно разного навыка требует вождение маленькой Daewoo Matiz или тяжеловесного джипа. Да и срок водительского опыта – дело не последнее. Вряд ли вы будете доверять водителю маршрутной "ГАЗели" с трехмесячным стажем и правами категории "В", которые к тому же неизвестно как добыты. Чтобы взять на себя ответственность за человеческие жизни нужно иметь совсем другую подготовку.
Все это, конечно, разумно. И вот ГИБДД решила навести порядок в деле "правового обеспечения" будущих водителей. Не так давно глава этого ведомства Виктор Кирьянов рассказал о реформе, которая ожидает водительские удостоверения. Не вдаваясь в подробности /детали, дескать, будут обнародованы в октябре/, он заявил, что в водительских удостоверениях нового, максимально приближенного к европейским стандартам образца привычная для россиян градация на пять категорий транспортных средств будет радикально изменена. Теперь эти категории будут разбиты на дополнительные подкатегории. Так, категория "А", которая дает право управлять мотоциклом, разделится на просто "А" и "А1". К последней отнесут мотоциклы с рабочим объемом до 125 см3 и мощностью движка не больше 11 кВт. "Мы видим, какие сегодня ездят по дорогам сверхскоростные мотоциклы, которые родители покупают своим детям, после чего зачастую происходят трагедии", - отметил главный госавтоинспектор. Теперь для того, чтобы получить право управления такими мощными мотоциклами, нужно будет иметь квалификацию определенной подкатегории.
Также планируется ввести градацию автомобилей по мощности, грузоподъемности и пассажировместимости. Основные нововведения коснутся грузовиков, автобусов и автомобилей с прицепом. "Понятно, что управлять сверхмощными мотоциклами и джипами, или перевозить в автобусах большое количество людей должны только специально подготовленные водители", - подчеркнул В.Кирьянов. Таким образом, оставшиеся 10 категорий будут выглядеть следующим образом:
В — автомобили массой не выше 3500 кг, где количество сидячих мест помимо водительского не превышает восьми;
В1 — моторизованные трициклы и квадроциклы;
ВЕ — автомобили категории В с прицепом, разрешенная масса которого не превышает 750 кг;
С — автомобили с разрешенной массой более 3500 кг;
С1 — автомобили массой свыше 3500 кг, но не более 7500 кг;
СЕ — автомобили категории С с прицепом, разрешенная масса которого не превышает 750 кг;
С1Е — автомобили подкатегории С1 с прицепом, разрешенная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массу авто без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 12 тонн;
D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест помимо сиденья водителя;
D1 — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие свыше восьми, но не более шестнадцати сидячих мест помимо сиденья водителя;
D1E — автомобили подкатегории D1 с прицепом, не предназначенным для перевозки пассажиров, разрешенная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массу авто без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 12 тонн.
Кроме того, для защиты новых "корочек" будет использоваться особая краска, ламинат, микротексты и голограммное изображение. Кроме того, в новые права будут вмонтированы специальные чипы с указанием веса, роста, группы крови водителя, и, возможно, "послужного списка" ДТП с его участием.
Представители ГИБДД уточняют, что эти нововведения являются "одним из этапов выполнения федеральной программы по безопасности дорожного движения". Правда, В.Кирьянов пообещал, что аврального обмена прав не будет, и новые удостоверения станут выдавать с 2007 года постепенно, в так называемом "штатном режиме". Но такое обещание вовсе не означает, что его подчиненные, с которыми у водителей гораздо больше шансов встретиться на дороге, не начнут уже с нового года сверять категории в старых удостоверениях с новыми правилами. Ведь до сих пор о нововведении водители могут получить лишь крохи информации, и вынуждены довольствоваться слухами. А слухи бывают разные. Говорят, что водителей будут делить по стажу и возрасту. Начинающие автолюбители, таким образом, потеряют возможность садиться за руль тех видов транспорта, которые, на взгляд ГИБДД, требуют особого мастерства. Впрочем, это пока лишь предположения. В интернет-сообществах автолюбители на уровне слухов обсуждают возможное разделение категории "В" на автомобили с "механикой" и "автоматом". Таким образом, приобретя автомобиль "не с такой" КПП, нужно будет позаботиться о пересдаче на новую категорию. Количество людей, которые в этом случае заполонят экзаменационные площадки, страшно даже представить. Ведь процедура получения и замены удостоверений и без того требует значительных расходов и затрат времени как со стороны автомобилистов, так и со стороны органов ГИБДД. О росте количества и размера взяток тоже остается только догадываться.
Именно это, а также то, что решения, затрагивающие интересы миллионов россиян, подготавливаются в узком кругу, вызывает обеспокоенность автомобилистов. Как водится, свою оценку этому уже дали представители общественных объединений автомобилистов, представляющие в последнее время силу, с которой приходится считаться. Мы помним, что приостановкой введения запрета на красные "поворотники" и перевозку детей до 12 лет без специальных приспособлений Россия обязана именно "автомобилистам-общественникам". Не остались в стороне они и сейчас. Правозащитники опасаются того, что водителям придётся в массовом порядке заново сдавать экзамены, чтобы получить удостоверение новой категории, к которой могут отнести его автомобиль в результате новой классификации. "В идее введения дополнительных подкатегорий наверняка могут быть рациональные зерна, но такие решения не должны приниматься без широкой общественной дискуссии, без привлечения экспертов и всего за несколько месяцев до начала реформы, - заявил депутат Госдумы и лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. - Применительно к дорожному движению всегда надо учитывать инертность водителей - даже когда знаки запрещающие ставишь там, где их раньше не было, не говоря уж о более серьезных нововведениях". А глава Московской коллегии правовой защиты автомобилистов Виктор Травин и вовсе считает, что нововведения вызовут лишь злость и возмущение среди автомобилистов. "Можно и в 50 лет не уметь водить, и в 20 быть отменным водителем", отвечает он, комментируя возможную градацию по возрастам и стажу. Он также говорит о взятках, которые вынуждены будут давать сотрудникам ГИБДД автомобилисты, замученные неразберихой.
Прайм-ТАСС