Автодилеров запугают судами

27 сентября 2006 21:33

Чем больше машин появляется на рынке, тем больше среди них встречается брака.

Чем больше машин появляется на рынке, тем больше среди них встречается брака. Каждый судебный процесс между автодилером и потребителем воспринимается как нечто из ряда вон выходящее. На самом деле с дилерами судятся все! Просто автопродавцы очень боятся огласки и стараются любыми способами заблокировать утечку этой информации. Между тем опыт пионеров в судебных тяжбах между автодилерами и потребителями показывает, что вы имеете все шансы отсудить деньги и потребовать замену автомобиля.

Принято думать, что частный иск против крупного автопроизводителя – заведомо дело проигрышное. Так или иначе, но примеры выигрышных дел периодически мелькают. На самом деле схожих ситуаций – огромное количество. “Такие случаи бывают очень часто, начиная от японских и до европейских производителей, от малолитражек до очень дорогих автомобилей”, – отмечает адвокат МКА “Князев и Партнеры” Антон Лелявский. В Российском фонде защиты прав потребителей подтвердили: “Такие случаи – сплошь и рядом”. В фонде даже существует специальный “черный список” неблагонадежных автопродавцов, ссылка на него есть и на официальном сайте правозащитников, правда, простым обывателям он для просмотра недоступен. В то же время в России известны случаи суда с такими автопроизводителями, как Toyota, Volvo, Nissan, Ford, Peugeot, Mersedes-Benz. Из-за наличия дефектов в автомобиле судятся практически со всеми, просто дилеры стараются не предавать такие дела огласке. А огласка, к слову, главное оружие обиженного потребителя в этом деле.

Как рассказывают потерпевшие, обычно дилеры “динамят” своего клиента так: автовладелец, обнаружив дефект, иногда просто не позволяющий нормально эксплуатировать автомобиль, пытается обратиться в техцентр и найти причину неисправности. В техцентре ему пытаются “дать установку”, что машина вполне исправна. После очередной поломки потребитель обращается уже к дилеру с просьбой о замене узла либо автомобиля целиком – тот отказывается, требуя в свою очередь технического заключения от техцентра. В спорных случаях автопродавец предлагает взять агрегаты на экспертизу, на что требует как минимум 3 месяца. При этом человек оказывается без колес на долгое время, а это значит, практически выпадает из нормального течения жизни. “Часто складывается ощущение, что дилер просто теряет интерес к клиенту, как только тот выезжает за ворота”, – отмечает А. Лелявский. Отчаявшийся покупатель пишет претензию в представительство. В случае если претензия остается неудовлетворенной в течение 7 дней, согласно закону “О защите прав потребителей”, он имеет право подать в суд.

Только вот на кого подавать в суд? Оставшись один на один с проблемой, потребитель теряется. Отметим, что до 2005 года можно было бы судиться только с автодилером. Но, согласно новому закону “О защите прав потребителей”, принятому в 2005 году, можно подавать в суд не только на продавца, но на импортера (представительство), и на производителя. “С точки зрения эффективности, лучше всего подавать в суд на представительство, потому что если автомобиль некачественный и непригоден для дальнейшей эксплуатации, то брак допустил производитель на заводе, а не дилер в Москве”, – говорит А. Лелявский. Как отмечает адвокат МКА “Николаев и Партнеры” Юрий Николаев, российские представительства очень боятся огласки. Например, был случай, когда адвокаты написали сразу две претензии – в российское представительство и в немецкое; российский импортер моментально решил проблему. Известны случаи, когда опытные адвокаты лично встречались с главами представительств и пытались урегулировать вопрос – и успешно, бракованный автомобиль менялся на новый и исправный.

Как отмечают эксперты, автодилеры в свою очередь весьма лояльно относятся к перспективе суда и сами предлагают этот вариант своим клиентам, если те имеют претензии к автомобилю. В любом случае, все издержки им представительство возместит. Хотя иногда дилеры открыто идут на конфликт. Для того чтобы избежать возврата денег либо замены автомобиля, некоторые регистрируют новые юридические лица, “перебрасывают” автомобили через свои дочерние компании, найти ответчика потом очень сложно. “Как правило, автодилер – это общество с ограниченной ответственностью, оно в любой момент может сменить имя, и такое бывает очень часто”, – подтверждает А. Лелявский.

Люди, рискнувшие судиться с крупными автопроизводителями, становятся национальными героями, но на самом деле им не позавидуешь – можно сразу вычеркнуть минимум два года спокойной жизни. Правовая защита у крупных компаний – серьезная. Главное, как говорят потерпевшие, – лично контролировать ход всех операций, это требует колоссального терпения и времени при общении с чиновниками. Даже если решение суда будет в вашу пользу, это только половина пути. Еще столько же времени уйдет на выбивание денег – потому что вторая сторона обязательно подаст кассационную жалобу, и все начнется сначала. Поэтому желательно все-таки найти компромисс и постараться договориться с продавцом о ремонте либо даже замене автомобиля.

Ну а если не получается, в борьбе за справедливость автовладельцу помогут юристы. Желательно также иметь в партнерах техэксперта. Практика показывает, что если претензия написана грамотным техническим языком – отношение дилера кардинально меняется в пользу недовольного покупателя и претензия удовлетворяется в срок. Вариантов несколько: пожаловаться в Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) либо пойти к маститому адвокату – оба варианта имеют свои плюсы. ОЗПП считается немного архаичным способом, но всегда пользуется безусловным уважением судей. Зато адвокат с активной судебной практикой лучше может собрать доказательную базу. К слову, услуги адвоката в зависимости от сложности дела могут обойтись от $1000 до $20 000.

Но на возмещение морального ущерба российские автовладельцы могут не рассчитывать, с сожалением констатируют юристы. “К сожалению, судебная практика сегодня такова, что сумма по возмещению морального ущерба чрезвычайно мала, – говорит А. Лелявский. – Даже в уголовном деле за смерть человека можно получить 200-300 тыс. рублей максимум, что же говорить об автомобиле”.

Елена Костякова

autonews.ru

Поделиться: