29 октября 2006 10:52
Концепция закона «О дорожном движении», который заменит собой существующие Правила дорожного движения
Концепция закона «О дорожном движении», который заменит собой существующие Правила дорожного движения, утверждаемые не парламентом, а правительством, возможно, появится еще до конца этого года. Об этом вчера заявил член Совета Федерации и бывший начальник ГИБДД РФ Владимир Федоров, которому на прошлой неделе президиум генсовета «Единой России» поручил заняться разработкой этого документа. По словам генерала Федорова, рабочая группа, которая будет формировать новый основной закон российских автомобилистов, уже практически сформирована. Туда вошли специалисты из Министерства транспорта РФ, МВД, Ассоциации автошкол России, Общества автомобилистов России, Ассоциации международных перевозчиков.
Впрочем, «Единую Россию» опередил постоянный оппонент Федорова независимый депутат Виктор Похмелкин, лидер Движения автомобилистов России. По словам Федорова, еще месяц назад депутат Похмелкин внес законодательную инициативу - о включении в действующий закон «О безопасности дорожного движения» положения о том, что ПДД, как и все приложения к ним (в том числе и регламентирующие состояние автомобилей для прохождения государственного техосмотра) должны утверждаться Федеральным Собранием, а не органом исполнительной власти.
Владимир Федоров вчера дал понять, что согласен со своим оппонентом в том, что касается статуса документа. «К сожалению, у нас в стране сейчас нет ни закона о дорогах, ни устава автомобильного транспорта, - говорит он. - То есть сегодня отрасль работает практически на постановлениях правительства, подзаконных актах, приказах министерств и ведомств. Огромная армия автомобилистов - 40 млн человек - живет по правилам, которые объявлены всего лишь исполнительной властью - постановлением правительства». Если правила станут законом, заметил он, то любая поправка к ним должна будет пройти необходимую процедуру - гласное обсуждение в Думе, в Совете Федерации, подписание президентом. «Эта многоступенчатость не даст возможности вольно обращаться с тем документом, который определяет жизнь миллионов граждан», - сказал Федоров, напомнив, как за несколько дней до наступления нового, 2006 года правительство «поправило» ПДД, объявив вне закона сигналы поворота у большого количества иномарок, что вызвало возмущение водителей по всей стране.
Однако, по мнению Федорова, автоматической «перештамповки» правил в закон недостаточно. Несмотря на то что существующие ПДД, по его словам, разработаны в соответствии с Международной конвенцией о дорожном движении, никогда не вызывали замечаний и не нуждаются в радикальной переработке, они все-таки неизбежно в той или иной степени будут скорректированы.
Предполагается, в частности, сделать их простыми и понятными, избавить от разночтений. Так, к примеру, Владимир Федоров не считает «нужным и возможным» включать в закон приложения, устанавливающие правила техосмотра и регистрации автомобилей. «Технические данные вполне можно оставить на откуп правительства», - говорит он. Кроме того, с самого начала следует договориться о терминах. «Эти понятия должны быть зафиксированы в законе четко и одинообразно, чтобы по всему законодательству России было одно толкование. Например, что такое механическое транспортное средство? В Налоговом кодексе - одно определение, в ПДД - другое, в приказах министерств - третье», - пояснил Федоров. При этом он все же признал, что некоторые идеи, касающиеся совершенствования ПДД, наверняка вызовут протест. Например, снижение предельной скорости в населенных пунктах до 50 километров в час, в то время как водители были бы не против того, чтобы она, наоборот, была повышена до 80 километров в час. Правда, «замедление трафика» возможно лишь при допущении «более серьезной скорости» на отдельных магистралях типа МКАД, где нет пересечения с другими транспортными потоками и пешеходами. Другим камнем преткновения, по мнению Федорова, станет вопрос о понятии «праворульная машина» и, по его выражению, «о допуске ее на территорию России».
Из идей, которые, напротив, должны быть одобрены многими водителями, можно отметить предложение сенатора о включении в закон «О дорожном движении» статьи, регламентирующей предельно допустимый уровень алкоголя в крови водителя. «Сегодня это нигде не прописано, предлагают включить в КоАП, но я считаю, это прерогатива закона о дорожном движении, той его части, которая касается общих требований к водителю, - сказал Федоров. - Там должно быть прописано, что водитель, прежде чем сесть за руль, не может иметь в крови больше алкоголя, чем указано».
Однако ответственность за то, что алкоголя окажется больше, чем следует, будет определяться уже другими документами. «Уменьшение и увеличение ответственности за нарушение этих правил не будет входить в закон, это совсем другие вопросы», - отметил Владимир Федоров, считающий, кстати, что «ответственность за пьянку надо ужесточать, без сомнения». «Даже не ужесточать, а пересмотреть сегодняшний подход, - уточнил он. - Сегодня у нас, к сожалению, существует единственная санкция: лишение водительского удостоверения на срок от полутора до двух лет. Суд не имеет возможности учесть все обстоятельства: ни смягчающие, ни отягчающие. Первый раз попал - на полтора года, второй раз попал - ну, может, на два года».
Au92