Битва за клиента.

29 января 2007 15:30

Вопрос о том, кто должен производить техосмотр автомобилей – ГИБДД или частные компании – обсуждается без малого пять лет.

Вопрос о том, кто должен производить техосмотр автомобилей – ГИБДД или частные компании – обсуждается без малого пять лет. Несмотря на то, в конце прошлого года в Госдуму был внесен законопроект, лишающий "гаишников" права осматривать машины и выдавать талоны на соответствие автомобиля надлежащему техническому состоянию, вряд ли стоить ожидать, что новый порядок прохождения ТО начнет действовать в 2007 году.

В среду первый заместитель министра внутренних дел РФ Александр Чекалин заявил, что МВД РФ не поддерживает идею передачи проведения техосмотра машин в частные руки. "Сегодня функция техосмотра является полицейской, а не коммерческо-технической. В год при проведении техосмотра сотрудники ГАИ заявляют примерно 25 тыс криминальных фактов, связанных с незаконным оборотом автомобилей", - отметил он. По его словам, выявляется большое количество подложных документов, машин с перебитыми номерами, транспортных средств, находящихся в розыске. Также сотрудниками ГИБДД в ходе проверок в рамках техосмотра задерживаются лица, находящиеся в розыске.

В то же время А.Чекалин не исключил присутствия бизнеса на этой площадке. "Мы готовы сотрудничать с коммерческими организациями в этом вопросе, но пока не время передавать им полностью функции по проведению техосмотра", - заключил замглавы МВД.

Между тем, в конце 2006 года уже казалось, что в споре между ГИБДД и частными автосервисами за право проводить ТО чаша весов склонилась в пользу последних. Как сообщил председатель комитета по собственности Виктор Плескачевский, в нижнюю палату парламента 28 декабря внесены поправки в закон "О безопасности дорожного движения", которые отменяют право ГАИ на проведение техосмотра автомобилей и передают эту функцию в руки частных компаний. В свою очередь, независимый депутат Госдумы и председатель общественного объединения "Движение автомобилистов России" Виктор Похмелкин выразил готовность поддержать данный законопроект, так как считает, что в нынешнем виде "техосмотр не выполняет своих функций и служит зачастую инструментом побора с водителей. В то же время он опасается, что частники могут взвинтить цены за ТО до небес, поэтому, по его мнению, необходим определенный контроль за ценами, а также должная ответственность организаций, которые будут проводить осмотр, за техническое состояние проверенного автомобиля.

Между тем, есть и другие не менее спорные моменты в предложениях отдать ТО на откуп частникам. В частности, аккредитацию автосервисов на проведение техосмотра законопроект предлагает отдать, как говорится, в одни руки – новой организации под названием "Саморегулируемая организация технических экспертов" /СРО/. Итак, вместо нынешнего монополиста в части выдачи талонов ТО – ГБДД – появляется другая мощная структура с такими же огромными правами и обязанностями.

Более того, в соответствии с законопроектом ответственность за автомобиль, который попал в аварию из-за технической неисправности, должен будет нести автосервис, который выдал водителю талон ТО. Кроме того, за проданный нелегально талон ТО могут внести финансовую и уголовную ответственность.

Но В.Плескачевский подчеркивает, что сама процедура техосмотра должна перестать быть полицейской функцией и превратиться в "добровольно-принудительную" услугу. По его словам, СРО может стать аналогом Российского союза автомобильных страховщиков, который контролирует рынок ОСАГО. Он считает, что в функции СРО будет входить не только выдача разрешений автосервисам на проведение ТО, но и проверка их работы, разработка и утверждение единых стандартов работы, а также формирование компенсационного фонда для членов СРО. В.Плескачевский полагает, что появления саморегулирующей организации "создаст благоприятный инвестиционный климат для развития системы без привлечения бюджетных средств". Кроме того, по его мнению, когда начнет действовать материальная и особенно уголовная ответственность, то работники автосервисов, просто не смогут выдавать "левые" талоны.

В законопроекте казано, что работа частников не будет бесконтрольной – раз в два года их деятельность обязаны проконтролировать "соответствующие федеральные органы".

Между тем, остается не до конца понятным, как автосервисы будут отслеживать наличие машин с так называемой плохой "кредитной историей", в частности, автомобилями, находящимися в розыске за нарушение ПДД или в угоне, а также с поддельными документами и перебитыми номерами. Сейчас база данных о "грязных" машинах находится в МВД. Получается, что те же автосервисы должны /ради избегания проблем в части чистоты бизнеса/ регулярно обращаться к тем же "гаишникам". В этом случае, у автовладельцев в перспективе могут появиться уже два "окна", в которых они должны проверять свою машину.

Обоснованными выглядят опасения и В.Похмелкина о том, ценовая политика в части определения стоимости услуг за ТО в первое время рискует быть волюнтаристской – частники, с одной стороны, могут взвинтить стоимость услуг, переложив на клиента свои финансовые затраты ввиду необходимости пополнять компенсационный фонд СРО. С другой стороны, борьба за клиентов может вынуть автосервисы демпинговать, что в последствии обязательно скажется на качестве проведенного осмотра.

У сторонников передачи ТО в частные руки есть "симметричный" ответ. Они говорят, что тарифы за техосмотр должны утверждаться правительством, то есть по аналогии с тарифами на ОСАГО. В этот случае возникает еще один вопрос, кто будет оплачивать расходы на проведение экспертизы при наступлении аварии после проведенного "качественного" ТО и не будет ли заложена затраченная на это сумма приплюсована к стоимости следующего планового ТО?

В свою очередь, МВД, наравне с аргументированными заявлениями о том, что криминальная составляющая на рынке частных автомобилей не позволяет пока отдавать ТО в частные руки, готовят и "скелет в шкафу", в случае, если они проиграют баталии за право проводить техосмотр. В октябре прошлого года в Госдуму был внесен законопроект, согласно которому инспекторы ГИБДД могут получить право проводить техосмотр любого автомобиля прямо на дороге, причем, несмотря на то, что соответствующий талон у автовладельца есть. Тогда один из инициаторов документа единоросс Алексей Сигуткин сказал, что данная мера необходима для того, чтобы осуществлять контроль качества сервисных центров и выявления выдачи "липовых" документов. Каким образом сотрудники милиции, не имея ни достаточных навыков, ни соответствующего оборудования, будут проверять техническое состояние автомобиля, пока не ясно. Противники данной процедуры тогда заявили, что таким образом инспектор на дороге получит новый источник дохода в свой карман.

Но А.Сигуткин предлагает и более мягкий вариант разграничения обязанностей по проведению ТО между ГАИ и частниками. По его словам, проведение инструментального технического осмотра можно отдать "на откуп" сертифицированным станциям технического обслуживание, а ГАИ будет на основании полученных документов об исправности машины уже выдавать сам талон.

Итак, дискуссия по поводу возможных изменений в правилах прохождения техосмотра, похожа, далека от завершения. Как говорится, сколько людей, столько и мнений.

Рискнем поделиться своими соображениями на этот счет. Например, логично разрешить проходить ТО в автосервисах при салонах абсолютно новым автомобилям, у которых не может быть криминального прошлого и высокое техническое качество. Если учесть, что по новым правилам такие автомобили /не более 3-х лет эксплуатации/ теперь будут проводить ТО раз в три года, то эта мера значительно сократит очереди на провождение техосмотра более старым, а значит потенциально аварийноопасным машинам. Более того, это позволит надлежащим структурам, будь то ГАИ /как сейчас/ или частным автосервисам /согласно новой инициативе/ более ответственно проводить процедуры ТО.

В заключении следует отметить, что российские автомобилисты в последнее время живут в состоянии "легкого" стресса ввиду того, что с завидной периодичностью появляется информация о том, что могут быть изменены правила ввоза праворульных машин – вплоть до полного их запрета на дорогах России. Правда, согласно последним заявлениям ГИБДД, этого пока делать не будут.

В прошлом году разгорелись нешуточные страсти вокруг проблемы "красных" фонарей на задних габаритах машин, которые так же планировалось запретить. Владельцы американских машин были не на шутку испуганы, однако пока оставить все как есть. И, наконец, последний хит на автомобильную тематику – это наличие в автомобиле специально оборудованного кресла для детей младше 12 лет. Данная мера вступила в действие уже с 1 января 2007года, но с оговорками. В окончательной версии прописано, что детей не обязательно "втискивать" в кресла, а достаточно лишь использовать для них удерживающие средства. Найденный компромисс позволяет автовладельцам прийти к компромиссу и с представителем ГАИ по поводу наличия в машине специально оборудованного детского места.

Прайм-ТАСС
Поделиться: