05 февраля 2007 18:14
Руководство ГИБДД предложило учитывать склонность водителей к нарушению правил
Руководство ГИБДД предложило учитывать склонность водителей к нарушению правил движения в цене полиса ОСАГО. Идея нравится и страховым компаниям, и депутатам, но двойное наказание грозит нарушителям не скоро — на сбор необходимой статистики уйдет несколько лет, говорят страховщики.
Сейчас стоимость полиса ОСАГО зависит от типа транспортного средства, мощности двигателя, региона и числа выплат: за безаварийную езду полагается скидка (бонус), за ДТП по вине страхователя — надбавка (малус). Максимальная скидка — за 10 лет без выплат — составляет 50%, а максимальная надбавка — 345% за четыре аварии в год.
Вскоре на стоимость полиса будет влиять еще один фактор — нарушения правил дорожного движения, допускаемые водителями, пообещал начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов в интервью “Российской газете”, частично опубликованном вчера. “В нынешнем году вводится в действие единая информационная база данных ГИБДД. Она уже создана, и сейчас идет ее отладка. Сведения о систематических нарушителях будут доступны страховым компаниям, и это повлияет на коэффициент при заключении договора ОСАГО. То есть лихачам придется платить больше, а примерным водителям полис обойдется дешевле”, — сказал Кирьянов. Получить дополнительную информацию в ГИБДД “Ведомостям” вчера не удалось.
“Это разумная идея, — считает руководитель Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев, — ведь склонность к нарушениям правил движения повышает вероятность попадания в ДТП”. Предложенное ГИБДД изменение системы “бонус — малус” для полисов ОСАГО уже обсуждается в комитете Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, сказал его председатель Владислав Резник. Он обещает поддержать эту инициативу, но, по мнению Резника, на стоимость полиса должна влиять не столько частота нарушений, сколько их серьезность. Он считает нужным учитывать в цене полиса, например, случаи выезда на встречную полосу или езду в нетрезвом виде — даже если такое нарушение допущено раз в год. Нарушение правил парковки, даже частое, на цену влиять не должно, рассуждает он, а за соблюдение правил водитель должен получать скидку к цене. Он добавляет, что подобная практика применяется во всех развитых странах, поскольку статистика подтверждает, что водители, чаще других нарушающие правила, и аварий совершают больше.
Эта идея еще не оформлена в текст поправки к закону об ОСАГО, признался Резник, и пока не известно, когда это произойдет. Представитель Минфина сообщил, что об инициативе введения нового коэффициента ОСАГО там не слышали, и отказался от комментариев до появления текста поправки. Разумной считает эту идею депутат Владимир Тарачев, хотя накануне выборов это будет слишком непопулярная мера, считает он, “ведь русские любят быструю езду, а она без нарушений невозможна”.
Впрочем, в ближайшее время эту идею реализовать никак не удастся. “Пока нет информационной базы, в которой бы учитывались ранее совершенные водителями нарушения, говорить об изменении закона об ОСАГО рано”, — отмечает Ломакин-Румянцев. ГИБДД должна была создать единую базу еще четыре года назад, а она до сих пор не работает, напоминает Тарачев. К тому же потребуется несколько лет, чтобы накопить статистику о частоте и серьезности нарушений ПДД, считает замгендиректора Страхового дома ВСК Евгений Уфимцев. Год уйдет на отладку базы, а еще два потребуется для накопления информации о примерных водителях и нарушителях и установления связи между “нарушательностью” и аварийностью, уточняет замгендиректора по страхованию и развитию компании “Макс”, глава комитета РСА по тарифам Владимир Новиков. Саму идею дополнительного наказания нарушителей он считает справедливой. Но председатель “Движения автомобилистов России”, депутат Госдумы Виктор Похмелкин считает иначе: “Непонятно, почему выгоду от того, что водитель много нарушает, должны получать страховщики. За нарушения они ведь ничего не платят”.
В Великобритании страховая премия для автовладельцев может увеличиться “в разы” в том числе в зависимости от числа и серьезности нарушений, рассказывает гендиректор компании “Прямое страхование” Сергей Маршев. Если нарушений слишком много, компания может отказаться работать с клиентом и он сможет воспользоваться услугами одной их фирм, занимающихся “высокорисковыми” водителями. Их условия гораздо менее выгодны, а для восстановления страховой репутации может потребоваться несколько лет.
Ведомости