Бесправный? На нары!

04 июля 2007 00:22

Депутаты предлагают сажать автомобилистов за отсутствие прав

Сегодня в Госдуме состоится заседание рабочей группы комитета по конституционному законодательству и госстроительству. Она должна рассмотреть новые поправки в автомобильную главу Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), подготовленные ко второму чтению. Оно, по обещанию главы комитета Владимира Плигина, состоится до начала летних каникул, то есть до 6 июля.

Документ, принятый в первом чтении 16 марта, резко ужесточил санкции за нарушения правил дорожного движения. Несмотря на протесты проект ко второму чтению не только не смягчился, но и был ужесточен. Сегодня новые поправки вряд ли встретят особое сопротивление: заседание рабочей группы выпало на день, когда большинство депутатов разъехалось по своим округам, поэтому возражать, по сути, будет некому.

Этот законопроект появился в Государственной думе несколько лет назад, и его авторы - единороссы Владимир Плигин, Александр Москалец, Александр Харитонов и Владимир Васильев - все это время очень настойчиво проводили непопулярный документ. После принятия его в первом чтении некоторые общественные организации автомобилистов даже пригрозили активно срывать "Единой России" предвыборную кампанию. Напомним, что сегодня в России насчитывается 35 млн автомобилистов, и вместе с членами их семей число недовольных может превысить общее число избирателей страны.

Как выйти на большую дорогу

В распоряжении "Газеты" оказалась последняя редакция законопроекта, подготовленная ко второму чтению. Согласно поправкам, пешеходам и пассажирам, нарушающим ПДД, придется платить не полтинник, а уже 300 рублей, водителям мопедов и велосипедов - не 100 рублей, а 500, причем трезвым. Для пьяных штрафы вырастут до тысячи рублей.

Особый интерес вызывает введенная норма административного ареста. В первом варианте законопроекта 15 суток водитель мог получить за то, что, будучи лишенным прав, сел за руль в нетрезвом виде. Теперь такое наказание могут получить и трезвые водители - если они были лишены по суду прав и все равно решились сесть за руль. Так что им придется теперь сидеть в КПЗ вместе с хулиганами и проститутками. Любопытно, что даже в ГИБДД не все в восторге от ужесточений, правда, имен своих критики не называют.

"Это аукнется в конце года. Народ отдаст голоса тому, кто не будет наступать на горло своему народу, - заявил "Газете" руководитель дорожной инспекции одного из регионов. - Чтобы что-то менять, необходимо создавать условия, а уж потом принимать или менять те или иные законы. В условиях непринятия дифференцированной ставки подоходного налога на богатых эти требования к ужесточению правил выйдут боком для государства. Сами же недавно принимали закон в таком виде, в каком он есть. Что мешало раньше это сделать?" По мнению высокопоставленного сотрудника ГИБДД, проект Плигина - это пример популизма, который вряд ли будет одобрен парламентом.

Презумпция виновности осталась

С критикой законопроекта неоднократно выступали депутаты из КПРФ и "Справедливой России" Елена Драпеко, Геннадий Гудков, Виктор Илюхин. Особые нарекания вызвал, например, пункт, который, по сути, узаконивает презумпцию виновности для владельцев автомобилей. Если видеокамера наблюдения зафиксировала превышение скорости или иное нарушение правил, то уведомление о штрафе получает на дом владелец машины, и никто не будет разбираться, сам ли он находился за рулем или кто-то другой по доверенности. "Я критиковала данный законопроект на стадии первого чтения, на парламентских слушаниях, и сейчас внесла большое количество поправок, - сообщила "Газете" Елена Драпеко. - Я категорически против посягательства на презумпцию невиновности. Мы не для того голосовали несколько лет назад при принятии кодекса, чтобы сейчас от него отказаться". По ее словам, и убийство, и мелкое хулиганство, и нарушения правил проведения митингов должны быть доказаны, а в отношении собственника авто хотят применить принцип презумпции виновности, "когда человек сам доказывает, что он не верблюд". "Законопроект не только носит антиконституционный характер, но прежде всего противоречит принципу социальной справедливости", - уверяет она.

Заочно возражает Плигину и его коллега по фракции, глава комитета по законодательству Павел Крашенинников. "Если мы в комплексе не станем решать все проблемы, связанные с дорогами, с развязками, то постоянное применение репрессивных мер ни к чему хорошему не приведет, - заявил Крашенинников "Газете". - Прежде чем вводить новые штрафы и увеличивать ответственность, нужно создавать условия. Есть такие парные понятия - права и обязанности. Если мы делаем где-то перекос, то от этого становится хуже".

Заранее вызывает законопроект сомнения и в верхней палате парламента. Спикер Совета федерации Сергей Миронов пообещал "Газете": "Мы внимательно изучим этот законопроект. Пока могу сказать, что у нас постоянные перекосы только в одну сторону - в пользу гаишников. Все надо решать в комплексе: хорошие дороги, эффективная служба ДПС (чтобы взяток поменьше брали) и культура вождения водителей".

По мнению председателя Совета федерации, бесконечные шарахания из стороны в сторону и частые принятия законов не приведут к эффективности работы.

Единственный оппонент

Поскольку большинство думцев сейчас разлетелось по своим округам, на сегодняшнем заседании рабочей группы ожидается присутствие лишь одного оппонента - справедросса Виктора Похмелкина. Он возглавляет общественное Движение автомобилистов России и убежден, что новые поправки выгодны прежде всего ГИБДД. "Это даже не скрывается, - возмутился Похмелкин в интервью "Газете". - В рабочую группу входят только два эксперта не из числа депутатов, и оба - представители ГИБДД. Да, собственно, и писались эти законопроекты в недрах ГИБДД".

Самое страшное в этих поправках, по мнению Похмелкина, не ужесточение наказаний - это, в общем, нормально в определенных пределах, - а серьезное расширение полномочий сотрудников ГИБДД. "Это принципиальная позиция руководства данного ведомства, которое погрязло в коррупции", - говорит депутат.

Но поскольку на сегодняшнем заседании Похмелкин явно окажется в одиночестве, не остается сомнений, что поправки будут одобрены и рекомендованы комитетом к принятию во втором чтении. "Будем стараться, чтобы до летних каникул закон был принят во втором чтении", - пообещал Владимир Плигин "Газете". Оно и понятно: в канун выборов принимать столь непопулярные нормы в Госдуме вряд ли кто захочет.

Будь вы инспектором ГАИ, что воспитывали бы в водителях?

Владимир Плигин, председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству (фракция "Единая Россия")

Спокойствие и уважение к людям. Думаю, именно этого достаточно часто не хватает нашим водителям. Ненудная, спокойная и с определенным чувством юмора беседа чаще оказывает воспитательное воздействие, чем какая-то жесткость. Иногда это может быть действеннее штрафа.

Мне приходилось этим заниматься в жизни (правда, в других ситуациях), так что я бы сумел найти правильные слова. Нам всем нужно вспомнить об уважении как к своей жизни, так и к жизни окружающих. Думаю, именно с этого и нужно начинать любую из этих бесед, а остальное, как говорится, приложится.

Юрий Гейко, автор и ведущий радиопрограммы об автомобилях и дорожном движении

Фактически я и был инспектором ГАИ, когда еще при социализме работал приемщиком в автосервисе. Чтобы попасть к нам утром, люди записывались с вечера, и, соответственно, мне совали взятки. Причем всем нам, приемщикам, совали столько (в день - эквивалент месячного оклада), что мы просто зашивали карманы. Нам было невыгодно их брать: мы являлись сотрудниками экспортного отдела и готовились к работе за границей. Но как только этот отдел упразднили, те люди, которые не брали, стали брать.

А если бы я был инспектором в новых условиях и после реформы ГАИ (когда невыгодно будет взятки брать и эта профессия станет престижной), я бы для людей на дороге делал то, что хотел бы, чтобы они делали для меня. То есть я был бы другом водителя. А сейчас это невозможно по объективным условиям: им выгодно брать, ведь за несколько лет работы они могут обеспечить себя надолго.

Леонид Ярмольник, актер

Я бы пытался прививать водителю уважение к другим и спокойствие. Ведь все мы знаем, каков русский характер вождения: агрессивный и неуступительный. А это и есть самая главная причина, из-за которой возникает огромное количество ДТП и прочих неприятностей.

Но законами от этого не избавить - опять же из-за нашего характера. Не думаю, что и введение драконовских штрафов чему-то поможет. Просто официальный штраф за непристегнутый ремень, скажем, будет 300 рублей, а неофициальный - 200.

Я недавно вернулся из США и лишний раз обратил внимание на то, что там никто по поводу ремней не комплексует, все пристегиваются. Но и у нас тоже не комплексуют, все не пристегиваются. А ведь когда ты не пристегнут, тебя может покалечить даже сработавшая подушка безопасности. Так что если бы я был инспектором, то еще советовал бы людям пристегиваться.

Федор Конюхов, путешественник

Нужны комплексные меры, а не воспитание только водителей, которые сами должны уважать всех участников дорожного движения.

Скажем, в Непале вообще сплошной хаос, нет никаких правил, и все куда-то едут, но количество ДТП минимально, а повреждения равны нулю. Потому что водитель уважает пешехода, а пешеход - его. Там на дороге все равны, начиная с людей и заканчивая коровами.

Нужно также больше обращать внимания в плане ответственности сотрудников ГИБДД за получение взяток. Я сейчас нахожусь в Англии, где мы готовим яхту. Здесь сколько ни предлагай местному "гаишнику", все равно никогда не возьмет. У него хорошая зарплата и мощный социальный пакет. А у нас если 100 рублей не возьмет, то 150 уже берет. Но в Англии и штраф за неправильную парковку обойдется в 60 фунтов (это $120), а за превышение скорости - в 100 фунтов. У нас говорят, что мы не получаем столько, сколько получают в Англии. Это неважно! Здесь тоже ездят студенты и пенсионеры, и никто не говорит, что не может оплатить такой штраф. Не можешь - садись в метро.

Они так годами живут, и у них есть порядок. Если нарисованы две желтые линии вдоль бордюра, то будешь ехать 5 км, а линии свободными будут и никто в жизни не припаркуется. После этого в России очень тяжело ездить.

Строже некуда

Нарушения

Наказание по действующему КоАП

Наказание, подготовленное ко второму чтению

Максимальный срок лишения прав по ст. 3.8

2 года

3 года

Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления и находящимся в состоянии опьянения

1,5-2 года лишения права управления

50 МРОТ или административный арест до 15 суток

Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления

10-15 МРОТ

50 МРОТ или административный арест до 15 суток

Невыполнение водителем, ранее лишенным права управления, законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения

1,5-2 года лишения права управления

В случае, если лицо уже лишено прав, административный арест до 15 суток

Управление транспортным средством без талона ГТО (но техосмотр пройден)

Нет наказания

Штраф и эвакуация автомобиля

Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину свыше 60 км/ч

3-5 МРОТ или лишение права управления транспортными средствами на срок от 2 до 4 месяцев

2-2,5 тысячи рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев

Поделиться: