20 ноября 2010 11:17
В субботу, 20 ноября, в России вступили в силу поправки к правилам дорожного движения, а на следующий день, 21 ноября, изменятся еще и наказания за некоторые нарушения. Среди новых правил есть и новые, и уточняющие, которые исключают двоякую трактовку того или иного пункта в ПДД для всех участников движения.
Эти поправки были приняты еще в середине мая и затрагивают несколько десятков пунктов ПДД.
Во-первых, в ПДД появились новые понятия. Например, "опережение", под которым понимается "движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства" по полосам попутного движения. А под обгоном теперь подразумевается аналогичный маневр, при котором автомобиль выезжает на "встречку". При этом обгон отныне запрещен на мостах, путепроводах, эстакадах и в тоннелях.
Еще одно разъяснение касается понятия "препятствие" - так теперь называется неподвижный объект на полосе движения. Например, сломанный автомобиль или посторонние предметы. При этом правила уточняют: заторы или остановившееся для высадки пассажиров транспортное средство препятствиями не являются.
Объезжать препятствие по встречной полосе можно только при пунктирной разметке или в случае ее отсутствия. Если на трассе сплошная линия, то без привлечения к административной ответственности объехать мешающий объект можно только после приезда инспекторов ГИБДД. Иначе придется заплатить штраф от одной до полутора тысяч рублей.
Во-вторых, новые правила в некоторых случаях допускают нарушение предписания знака 3.20 "Обгон запрещен". Однако только в том случае, когда совершается обгон транспортного средства, оснащенного знаком "Тихоходное транспортное средство", и только когда сделать это позволяет разметка - она должна быть прерывистой или отсутствовать вовсе. За обгон с пересечением сплошной линии водителю по-прежнему будет грозить наказание в виде лишения прав на 4-6 месяцев.
Если же автомобиль (или трактор) движется со скоростью ниже 30 километров в час, и при этом на нем отсутствует знак "Тихоходное транспортное средство", то водители, следующим за ним по участку дороги, где обгон запрещен, не имеют права его опережать. Им придется дожидаться, когда закончится действие знака 3.20. При этом новые правила обязывают водителя медленной машины или машины, перевозящей габаритный груз, принять правее или совсем остановиться, чтобы пропустить автомобили, которые движутся за ним сзади. И хочется верить, что сотрудники ДПС будут следить за соблюдения этого пункта ПДД с тем же усердим, что и за обгоном по встречке.
Разрабатывая поправки к ПДД, Госавтоинспекция, помимо прочего, постаралась привести российские правила в соответствие с европейскими, сделать их логичнее и понятнее. Например, у российских автомобилистов, побывавших за границей, вызывал недоумение порядок проезда перекрестков с круговым движением. По старым правилам автомобилисту, который уже движется по кругу, приходилось уступать дорогу всем, кто въезжает на круговую развязку. При плотном движении это вызывало заторы, с которыми наконец-то решили разобраться в ГИБДД.
Изначально предполагалось, что преимущество отдадут всем водителям, которые уже движутся по круговому перекрестку. А для того, чтобы упростить переход на новую схему движения, автоинспекция решила при подъезде к перекрестку дополнять знаки "Круговое движение" дополнительными "Уступите дорогу" или "Движение без остановки запрещено".
Однако позже выяснилось, что переводить на новую схему движения будут не все перекрестки, а лишь некоторые. Например, согласно информации Центра организации дорожного движения Правительства Москвы, в столице по-новому будет устроено движение только на 19 круговых перекрестках, при том, что всего в городе насчитывается 37 "кругов". Установку знаков и использование новой схемы движения на других аналогичных перекрестках организация сочла "не целесообразным".
Еще большее непонимание вызвало разъяснение ситуации с круговым движение на официальном сайте ГИБДД: "Чтобы водители не путались, когда круг "главный", а когда нет, необходимо внимательно смотреть на установленные знаки". Непонятно, зачем потребовалось объяснять очевидные вещи: если перед перекрестком висит знак, требующий уступить дорогу, то водителю и так придется выполнять его требования - вне зависимости от того, въезжает он на "круг" или на обычное пересечение дорог.
Желая снизить аварийность с участием пешеходов, ГИБДД уже давно пытается приучить водителей уступать дорогу "двуногим". В 2009 году гаишники повысили штрафы за непропуск пешеходов на нерегулируемых переходах со 100 до 800-1000 рублей, однако практических результатов ужесточение наказания не принесло. Поэтому с введением новых правил ГИБДД решила доступно разъяснить водителям, когда именно надо уступать дорогу. А именно, когда пешеход хотя бы одной ногой вступил на проезжую часть или на зебру. При этом водитель "обязан снизить скорость или остановиться перед переходом".
Есть в ПДД изменения, касающиеся и самих пешеходов: отныне они обязаны уступать дорогу "транспортным средствам с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом".
Согласно новым ПДД, водитель любого транспортного средства, вне зависимости от того, движется он по городу или по трассе, в светлое время суток обязан включать фары ближнего света или "дневные ходовые огни". Делать это необходимо для того, чтобы участники дорожного движения могли лучше видеть друг друга. В европейских странах такая норма, введенная уже много лет назад, помогла значительно снизить аварийность на дорогах.
Еще один пункт, касающийся безопасности, - новые правила установки шин. Раньше ПДД разрешали "разношинницу": на одной оси автомобиля можно было установить шипованную резину, а на другой - нешипованную. Теперь этот пункт исключен: все шины должны быть одинаково шипованными, или одинаково нешипованными на всех колесах, что сделает поведение автомобиля на скользкой дороге более стабильным.
Наконец, новые ПДД теперь обязывают пристегиваться ремнями безопасности абсолютно всех водителей, даже сотрудников ДПС и милиции. До настоящего времени непристегнутыми могли ездить инструкторы, обучающие вождению, а также водители и пассажиры автомобилей оперативных служб. "Согласно проведенным исследованиям, использование ремней безопасности является чрезвычайно эффективным профилактическим средством и практически на 50 процентов снижает тяжесть последствий при ДТП", - говорится на сайте ГИБДД.
С 21 ноября ряд нарушений правил дорожного движения будут обходиться водителям значительно дороже. Например, за выезд на встречные трамвайные пути автомобилистов начнут лишать прав, тогда как раньше это же правонарушение обходилось штрафом в одну-полторы тысячи рублей. В свою очередь, именно столько теперь будет стоить поворот или разворот в неположенном месте. Со 100 до 300 рублей увеличился штраф за несоблюдение предписаний дорожных знаков и разметки.
Кроме того, новые поправки разрешили видеокамерам штрафовать водителей, которые выехали на встречную полосу, на пять тысяч рублей. Такая же сумма станет альтернативой лишению прав, если водитель двигался во встречном направлении по дороге с односторонним движением, выехав под "кирпич".
Однако, это только на первый взгляд кажется, что на зазубривание всех перечисленных выше изменений потребуется не один месяц. В реальности же, большинство поправок вполне очевидны и требуют о водителя лишь одного - смотреть на знаки и линии разметки.
Получается, что новые правила дорожного движения стали не строже, а банально... понятнее. Непонятно, правда, насколько это изменит отношение водителей к ПДД и их поведение на дорогах.
Источник: