«Тысячи водителей оштрафовали незаконно»

26 августа 2013 15:26

Уральский автомобилист уличил ГИБДД в массовом обмане водителей с помощью камер фиксации нарушений

Уральский водитель через суд добился отмены выписанного ему штрафа за превышение скорости. Он заподозрил, что переносная автоматическая камера «Крис-П» на самом деле стояла вне пределов населенного пункта, хотя была настроена так, как будто автомобили едут по трассе. Эксперты уверяют, что такая незаконная практика может широко применяться по всей стране.

Противостояние водителя Максима Паначёва из Екатеринбурга и местных органов власти в лице ГИБДД, прокуратуры и суда началось после того, как автомобилист получил письмо с административным постановлением за превышение скорости в Первоуральске. Само правонарушение было совершено 27 октября 2012 года, а 12 января Паначёв получил конверт из ГИБДД, в котором содержалось фото его автомобиля в темноте. На фотографии был виден только госномер машины и свет фар. Согласно постановлению, в 20.57 он двигался со скоростью 87 км/ч в пределах города, где скорость движения ограничена 60 км/ч. В итоге, согласно постановлению, водитель должен был уплатить штраф в 300 рублей.

Однако Паначёв обратил внимание, что место, где якобы он совершил правонарушение, на самом деле очень хорошо освещается уличными фонарями, а не находится в полной темноте, как это запечатлено на фотографии автоматической камеры.

Кроме того, он слышал, что сотрудники полиции нередко ставят переносной фоторадар «Крис-П» за пределами знака, предупреждающего о въезде в черту города. Таким образом, прибор фиксирует автомобили, которые едут с более высокой скоростью, чем разрешено в городе, при этом формально все происходит в пределах населенного пункта.

Паначёв направил жалобу в ГИБДД Первоуральска, где потребовал разъяснить ему, как в ДПС могут документально подтвердить, что переносной радар установлен именно в том месте, которое указано в постановлении, ведь саму географическую точку наблюдения за автомобилистами оператор прибора задает вручную. Глава городской ГИБДД, по словам водителя, очень удивился этому факту и пообещал разобраться, однако в дальнейшем Паначёв получил письмо, в котором вразумительного ответа на его жалобу дано не было.

После этого он обратился в городской суд, потребовав отменить постановление, и направил заявление в городскую прокуратуру, в котором потребовал возбудить против должностных лиц ГИБДД уголовное дело по статье «халатность».

Вместе с тем водитель обратил внимание на то, что выписанное ему постановление не содержит обязательной по закону электронно-цифровой подписи (ЭЦП).

По словам Паначёва, инспекторы областного Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) в области дорожного движения заверяли его, что проставленное в письме факсимиле подписи их сотрудника — это и есть ЭЦП.

Автомобилист обратился за соответствующими разъяснениями в прокуратуру Первоуральска, где ему сообщили, что ЭЦП у сотрудников городской ГИБДД имеются (Паначёв признает это, утверждая, что сами подписи появились у инспекторов лишь в марте этого года). Как выяснилось в ходе судебного процесса, вынося административные постановления, сотрудники ЦАФАП по всей области просто обрезали на компьютере фотографии с номером машины, проверяли правильность распознанного номера и нажимали на кнопку «ок». После этого формировался документ формата Word, который затем по протоколу FTP через интернет отправлялся в другое подразделение ГИБДД, откуда и рассылались «письма счастья».

«По сути, все вынесенные с нарушением п. 6, 7 ст. 29.10 КоАП (без ЭЦП. – «Газета.Ru») постановления не имели никакой юридической силы, однако судья напрочь отказалась выносить частное определение, обличающее заговор в ГИБДД в масштабах субъекта федерации», — сетует Паначёв.

В итоге после восьми судебных заседаний автомобилисту 5 июля этого года удалось добиться своего. Суд признал постановление юридически ничтожным, то есть не обязательным к исполнению и не имеющим юридической силы.

Вместе с тем возбуждать уголовное дело по его заявлению в прокуратуре не захотели. «На личном приеме у прокурора Первоуральска я поинтересовался, почему в ответе не было ни слова об уголовном деле, — рассказывает Паначёв. — Он ответил так: пострадавших нет, все автовладельцы, оплатившие штрафы по (юридически ничтожным) постановлениям, признали тем самым свою вину — следовательно, оснований для возбуждения уголовного дела нет; определение выдавать отказался».

«Я направил в прокуратуру области и Генпрокуратуру заявления с просьбой провести тщательную проверку по факту вскрывшегося механизма побора денег с населения. Никто в ГИБДД не может гарантировать правильность установки и конфигурации фоторадаров — следовательно, есть очевидные основания для злоупотребления правом, — уверен Паначёв. — Кроме того, для фоторадаров «Крис-П» в принципе нет программного обеспечения, позволяющего подписывать постановления с помощью ЭЦП, а у ГИБДД области нет серверов и защищенной базы данных всех постановлений, в которой обязаны храниться электронные постановления в соответствии с п. 6 ст. 29.10 КоАП».

Юрист потребовал у областной ГАИ публично заявить о допущенном ими нарушении и к концу августа ожидает очередного ответа.

Источник: Газета.Ru

Поделиться: