27 января 2014 14:04
Меньше месяца осталось до вступления в силу поправок в закон о безопасности дорожного движения. Однако многие водители после пятого ноября окажутся вне закона.
Напомним, что изменения к закону включают внушительное количество преобразований. Среди самых обсуждаемых - появление новых категорий и подкатегорий, введение поэтапной системы приема экзаменов, а также запрет водителям с иностранными водительскими удостоверениями осуществлять коммерческие перевозки. Последнее заслуживает отдельного обсуждения. Поэтому остановимся на первых двух.
О новых подкатегориях уже было сказано немало. Это целый список пока еще таинственных наименований - "A1", "В1", "C1", "D1", "C1E" и "D1E". Коротко разъясним. "А1" распространяется на мотоциклы с объемом двигателя не более 125 куб. сантиметров. Появилась новая категория для трициклов и квадроциклов - "B1". Подкатегория "С1" будет нужна для управления автомобилями, разрешенная максимальная масса которых свыше 3500 килограммов, но не превышает 7,5 тонны. Уже ставшая знаменитой категория "М", необходимая для управления мопедами и скутерами.
Однако с пятого ноября новые категории хоть и вступят в силу, но никто не сможет ими воспользоваться. Дело в том, что для того, чтобы обучать этим категориям, автошколы должны иметь соответствующую лицензию. А получить ее они смогут только после того, как будут утверждены программы подготовки водителей соответствующих категорий. Однако с программами возникли сложности. До сих пор их готовило министерство образования. С 1 сентября подготовка водителей стала считаться профессиональным образованием. Поэтому минобраз решил передать эти полномочия минтрансу. Однако это министерство отказалось принимать на себя столь тяжкий груз. В итоге правительство должно прописать в своем постановлении, кто этим должен заниматься.
Но даже, если правительство поручит разработку программ минтрансу, то это министерство требует на эту работу от трех месяцев до полугода. Таким образом новые категории и подкатегории получить не удастся. Особенно болезненно это скажется на желающих водить квадрициклы и трициклы. До сих пор права на эти машины выдавал Гостехнадзор - тракторные. С 5 ноября - это дело ГАИ. Но ни программ подготовки водителей, ни условий для приема экзамена нет.
Утешим водителей мопедов. Даже если они попадутся гаишнику без прав, то максимальное наказание, которое им грозит, - штраф 500 рублей. Дело в том, что в Кодекс об административных правонарушениях не было внесено поправок, которые бы вывели этих водителей из зоны ответственности пешеходов. Таким образом, после вступления в силу поправок в закон о безопасности дорожного движения, водители мопедов по-прежнему будут отвечать по статьям, предусмотренным для пешеходов и велосипедистов. За нарушение правил, в том числе и за управление без прав, и без шлема - 800 рублей. За тоже самое в состоянии опьянения - до полутора тысяч рублей.
Однако сейчас в Госдуме обсуждается проект поправок в КоАП, который пересматривает ответственность водителей мопедов в связи с изменением закона о безопасности дорожного движения.
Между тем автошколы обеспокоены не только лицензиями на новые подкатегории, но и о новом порядке приема экзаменов. Соответствующее постановление правительства уже разработано, хотя пока еще не подписано. Оно предусматривает проверку знаний будущих водителей в два этапа. В итоге некоторые руководители автошкол, которые плохо читали последнюю версию документа, решили, что срок обучения вырастет в два раза, а стоимость - в три.
По версии ГИБДД срок обучения увеличится только на один день - прием промежуточного экзамена. Изначально проектом предполагалось, что и прием экзаменов, и обучение в автошколах разделится на два этапа, поскольку допуск к учебной езде на дорогах был предусмотрен только после сдачи теоретического экзамена и экзамена по первоначальным навыкам управления ТС на площадке.
Такая норма действительна могла привести к увеличению сроков обучения и цен. Но в доработанном варианте проекта уже нет допуска к обучению в городе через экзамен в ГИБДД. Автошколы будут сами выстраивать свой образовательный процесс. При этом в ГИБДД надо будет прийти дважды: первый раз для сдачи теоретического экзамена и площадки, а по окончании обучения и выдачи свидетельства - на экзамен по вождению в условиях дорожного движения. Такая система приема экзаменов исключит возможность продажи свидетельств недобросовестными автошколами, а добросовестным даст возможность применения индивидуального подхода к ученику при обучении вождению в городе и вывода его на экзамен в ГИБДД по мере полной готовности.
Некоторые руководители автошкол пытаются добиться отмены первого этапа практического экзамена, то есть площадки. С их слов, настоящие навыки вождения приобретаются только в реальных условиях, поэтому занятия с контрольно-измерительными материалами и выполнение однообразных упражнений на площадке - бессмысленны. Практика в городе - самый важный этап подготовки ученика. Но ведь нельзя же выпустить его на дорогу, не объяснив, как по ним передвигаться, не рассказав, какие узлы управления есть в автомобиле, и за что они отвечают? Здесь прослеживается совсем другой мотив. Если первый этап подготовки все-таки отменят, то автоматически отпадет и необходимость в собственных площадках. Автошколе не потребуется собственная площадка, а значит, контроль за материальной базой этого заведения станет бессмысленным. Таких пустышек немало и сейчас. По сути, они просто продают свидетельства об окончании автошколы. Изменения к закону исключают и такой вариант.
По непонятной причине эти руководители решили, что речь в проекте постановления идет об автоматизированных автодромах. Это не так. Любая автошкола, у которой есть условия для приема теоретического экзамена (компьютерный класс) и экзамена на площадке (неавтоматизированной), может подать заявку, в соответствии с которой ГИБДД организует прием экзаменов с использованием учебно-материальной базы данной организации.
Источник: